Ритм — универсальный закон развития мироздания. ХХ век очень многое внес в изучение биологических и космологических ритмов, ритмов в искусстве и в стихотворной строке.

Элементарной единицей наиболее простого Р. является развернутая во временисм. бинарная оппозициясм. : Бог — дьявол, инь — ян, черное — белое, день — ночь, жизнь — смерть. У каждого народа эти универсальные ритмические категории могут различаться (см. картина мирасм.) и Р. может быть гораздо более сложным и изощренным, чем чередование плюса и минуса. Р. накладываются друг на друга: солярные Р., лунные Р., годовые Р., Р. эпох, эр (сейчас как будто заканчивается эра рыбы — христианская — и начинается эра водолея; каждая астрологическая эра занимает примерно две тысячи лет), юг (сейчас мы, по представлениям веданты, находимся в одной из самых неблагоприятных юг — калиюге; каждая юга занимает более 30 000 лет).

Чтобы показать, с одной стороны, специфику и, с другой — универсальность понятия Р., обратимся к научной дисциплине, которая так и называется — ритмика. Это раздел стиховедения (см. система стихасм.), сформировавшийся в ХХ веке. Его основатель русский поэт Андрей Белый, изучавший ритмические варианты стихотворных размеров.

Так, например, 4-стопный ямб имеет теоретически восемь ритмических вариантов по соблюдению/несоблюдению ударности четных слогов. Вот они:

1. 1 — 1 — 1 — 1 — (1) Все удареныя соблюдены («Мой дядя самых честных правил...»).
2. 1 — 1 — 1 — 1 — (1) Пропускается первое ударение («Не отходя ни шагу прочь...»)
3. 1 — 1 — 1 — 1 — (1) Пропускается второе ударение («Печально подносить лекарства...»).
4. 1 — 1 — 1 — 1 — (1) Пропускается третье ударение («Легко мазурку танцевал...»).
5. 1 — 1 — 1 — 1 — (1) Пропускаются первое и третье ударения («И выезжает на дорогу...»).
6. 1 — 1 — 1 — 1 — (1) Пропускаются второе и третье ударения («И кланялся непринужденно...»).

Остальные две формы практически не употребляются. И вот эти ритмические варианты создают неповторимый ритмический рисунок стихотворения, поэта, поэтической эпохи. Русский филолог-эмигрант, издавший свой замечательный труд о ритмике русских двусложных размеров на сербском языке, К.Ф. Тарановский, сформулировал следующую закономерность. Пропуски ударений имеют тенденцию расподобляться по интенсивности, начиная от конца строки, и эта волна спадает к началу строки. То есть самой частой, по этому закону, оказывается форма 4) «Легко мазурку танцевал». Последнее ударение в русском стихе всегда соблюдается, оно самое сильное (100 процентов). Предпоследнее ударение в русском стихе самое слабое (от 40 до 50 — 55 процентов), третье от конца сильнее предыдущего, но слабее последнего (примерно 75 — 85 процентов), первое ударение имеет такую же интенсивность. Волна затихает к началу строки.

Вероятно, Тарановский никогда не задумывался над тем, что сформулированная им закономерность имеет универсальный характер для любого Р. — угасание ритмической волны от конца к началу. Так, например, устроена классическая барочная сюита, которая имеет четыре обязательных номера-танца. Последний танец самый быстрый — жига, предпоследний — самый медленный — сарабанда, третий от конца и первый примерно одинаковы по живости — волна ослабевает к началу (аллеманда и куранта).

По тому же Р. живет фундаментальная культура. Таков так называемый маятник Дмитрия Чижевского, в соответствии с которым начиная с эпохи Возрождения ритмически чередуются два противоположных типа культуры — говоря кратко — ориентированная на содержание и ориентированная на форму (см. также реализмсм.) :

ренессанс классицизм реализм

барокко

романтизм

модернизм

При этом ясно, что различие между реализмом и модериизмом является бесконечно большим, тогда как различие между барокко и Ренессансом иногда не вполне понятно. Например, трудно определить, к какому из этих направлений отнести Уильяма Шекспира.

Почему же все начинается с конца? Очевидно, по тому же, почему семиотическое времясм. (см.) течет в противоположную сторону по сравнению со временем естественнонаучным. Потому что культура противопоставлена природе, она имеет наблюдателя, который ставит во главе угла себя — Я, здесь, сейчас (см. также прагматикасм.).

Наиболее утонченно Р. проявляется в искусстве. Как писал Ю.М. Лотман, Р. — это возможность найти сходное в различном и определить различия в сходном.


Лит.: Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. — Л., 1972.

Тарановски К. Руски дводелни ритмови. — Београд, 1953.

Руднев П.А Введение в науку о русском стихе. — Тарту, 1989.

Руднев В. Опыт игры в бисер // Сегодня, 31 августа 1996.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Ритм

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz