Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К. м. К. м. древних индийцев не похожа на К. м. средневековых рыцарей, а К. м. рыцарей не похожа на К. м. их современников-монахов. В свою очередь, К. м. монахов-доминиканцев не похожа на К. м. францисканцев и т. д.
В то же время, можно выделить универсальную К.
м., свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком
абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная
оппозиция
(основной инструмент при описании или реконструкции К.
м.) белого и черного, но у одних групп белое будет соответствовать
положительному началу — жизни, а черное — отрицательному началу — смерти,
а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое представление
о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления
будут различными
У отдельной личности К. м. будет
детерминирована прежде всего его характером (см. характерология)
: у сангвиника-экстраверта и реалиста К. м будет явно противоположной К.
м. шизоида-интроверта и аутиста (см. аутистическое
мышление
).
Своя К. м. будет у параноика и у больного
шизофренией и психозом. К. м. будет
меняться при измененных состояниях сознания
.
Человек, погруженный в виртуальную реальность, также будет видеть мир совершенно по-своему.
К. м. опосредована тем культурным
языком, на котором говорит данная группа (см. гипотеза
лингвистической относительности).
Термин К. м. был введен впервые
Людвигом Витгенштейном в «Логико-философском
трактате», но в антропологию и семиотику
он пришел из трудов немецкого ученого Лео
Вайсгербера.
Можно ли описать К. м. ХХ в.? Прежде
всего ясно, что будут очень различаться К. м.
начала, середины и конца века; К. м.
венской культуры начала века будет не похожа на К.
м. петербургской культуры «серебряного века» и т. д. Свои К.
м. у символизма,
акмеизма
,
сюрреализма
,
постмодернизма
. И все же ХХ в. не был бы единством, если бы нельзя было хоть в
общих чертах обрисовать его К. м. в
целом.
Для этого сравним К. м., характерную для ХIХ в., и — по контрасту — К. м. ХХ в.
В целом, если сопоставить представления о мире ХIХ и ХХ вв., то надо будет вспомнить самое фундаментальное традиционное философское противопоставление бытия и сознания. В ХIХ в. это противопоставление было действительно очень важным и в целом картина была позитивистской, или материалистической, то есть бытие представлялось первичным, а сознание вторичным. Конечно, большую роль в ХIХ в. играли идеалистические и романтические представления, где все было наоборот, но в целом К. м. ХIХ в. видится именно такой — позитивистской.
Что в этом смысле можно сказать о ХХ в.? Наверное, то, что здесь вся
эта оппозиция перестала играть роль: противопоставление бытия и сознания
перестало играть в ХХ в. определяющую роль. Действительно, уже логический
позитивизм
(см. также аналитическая философия
)
отменил проблему соотношения бытия и сознания как псевдопроблему традиционной
философии и на ее место поставил другое противопоставление — языка и реальности.
Поэтому термин «язык» остался у философов и лингвистов, а наиболее фундаментальной
оппозицией К. м. ХХ в. стало противопоставление
текст — реальность.
Причем, мифологически (см. миф)
сняв предшествующую оппозицию бытия и сознания, новая оппозиция заменила
ее инвертированно есть пропорция —
бытие |
— |
сознание |
| |
| |
|
|
— |
|
не состоялась. В целом для К. м.
ХХ в. характерно представление о первичности Текста (см. символизм,
экспрессионизм
,
акмеизм
,
модернизм в целом
,
неомифологическое сознание
,
постмодернизм
)
или же вопрос о первичности и вторичности подобных категорий вообще снимался,
как это было в аналитической философии и феноменологии.
Из этого главного различия следуют все остальные различия: три кита
культуры начала ХХ в. — кино,
психоанализ
и теория относительности — резко сдвинули К.
м. ХХ в. в сторону первичности, большей фундаментальности сознания,
вымысла, иллюзии (см. философия вымысла
, сам факт возникновения которой говорит сам за себя). Развитие
и фундаментальность интровертированных «шизоидных» культурных направлений
мысли и искусства — мы уже перечисляли их — усугубило эту картину.
Если рассматривать К. м. ХХ в. динамически,
то наиболее важным в этой динамике, как кажется, будет проблема поиска
границ между текстом и реальностью. Радикальный метод решения — все, что
мы принимаем за реальность, на самом деле текст, как это было у символистов,
обэриутов (см. ОБЭРИУ)
и в постмодернизме
, - в целом не удовлетворяет среднему сознанию ХХ в. Не надо забывать,
что именно ХХ в. характеризуется повышенным вниманием к среднему сознанию,
отсюда важность массовой культуры, которой, кстати, почти не было в ХIХ
в. Для среднего сознания ХХ века, привыкшего к чудесам техники и массовым
коммуникациям, характерна противоположная постановка вопроса: все — реальность.
И то и другое решение проблемы мифологично. Что значит «все реальность»?
Человек, который смотрит триллеры и фильмы ужасов и играет в компьютерные
игры, понимает, что это не «на самом деле». Но в совокупной реальности
ХIХ в.; включающей в себя и вымысел как языковую игру, пусть даже просто
необходимую для того, чтобы расслабиться, всего этого не было. Поэтому
мы и говорим, что для рядового сознания человека ХХ в. холодильник и триллер
в каком-то смысле равным образом предметы реальности.
В ХХ в. очень многое изменилось по сравнению с ХIХ в. — понятие о пространстве,
времени
,
событии
. Все это интериоризовалось, то есть стало неотъемлемой частью неразрывного
единства наблюдателя и наблюдаемого (см. серийное
мышление
).
Это еще одно фундаментальные отличие ХХ в. от ХIХ в
И пожалуй, третье и не менее важное — это то, что ХХ в понял, что ни одна К. м. в принципе, взятая по отдельности, не является исчерпывающей (см. принцип дополнительности), всегда нужно посмотреть на то, как выглядит обратная сторона медали — только так можно более или менее адекватно судить о целом.
Лит.: | Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования
в области мифопоэтического. Избранное. — М., 1995.
Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История.- М., 1996. Руднев В. Введение в ХХ век. Статьи 1 — 4 // Родник. — М., 1988. ММ 1, 3-5, 7, 11, 12 Руднев В. Морфология реальности: Исследование по «философии текста».- М., 1996. |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Картина мира |