Театр абсурда — общее название для драматургии поставангарда 1950 — 1970-х гг., наследовавшей принципам авангардного театра ОБЭРИУсм. и создавшей собственную поэтику абсурда. Главные представители Т. а.Эжен Ионеско, Семюэль Беккет, Эдвард Олби.

В этом очерке мы покажем некоторые фундаментальные принципы поэтики Т. а. на примере пьесы Ионеско «Лысая певица», опираясь на исследование О. Г. и И. И. Ревзиных , которые рассматривают Т. а. как эксперимент, проясняющий прагматику нормального общения.

Вот что они пишут: «Оказывается, что для нормального общения недостаточно, чтобы между отправителем и получателем был установлен контакт. Нужны еще некие общие взгляды относительно контекста, то есть действительности, отражаемой в общении, относительно характера отображения этой действительности в сознании отравителя и получателя и т. д. Эти общие аксиомы, необходимые для содержательно-нормального общения, назовем постулатами коммуникации, или постулатами нормального общения».

Первый постулат, нарушающийся в пьесах Ионеско, это постулат детерминизма: действительность устроена таким образом, что для некоторых явлений существуют причины, то есть не все событиясм. равновероятны. Отсутствие причинно-следственных отношений в пьесах Ионеско приводит к тому, что каждое событие становится случайным и тем самым равновероятным другим событиям. Поэтому реакции героев на редкие и обыденные события могут быть одинаковыми, и даже, наоборот, на обыденные события они могут реагировать с неадекватным изумлением:

Следующий постулат, который нарушает Т. а., постулат общей памяти. Этому соответствует эпизод в «Лысой певице», когда супруги Мартин постепенно узнают друг друга. Выясняется, что они ехали в Лондон в одном и то же вагоне, поезде и купе, сидели напротив друг друга, поселились в Лондоне в одном доме и одной квартире, спят в одной кровати, и у них есть общий ребенок.

Третий постулат нормального общения, который нарушается в «Лысой певице», это постулат тождества. Вот знаменитый пример его нарушения — разговор о Бобби Уотсонах:

«В данном случае, — пишут исследователи, — сообщения, направляемые от отправителя к получателю, не могут быть адекватно восприняты, потому что в каждом новом сообщении меняется объект — лицо, называемое Бобби Уотсон. Иначе говоря, процесс общения не является нормальным вследствие нарушения постулата тождества: отправитель и получатель должны иметь в виду одну и ту же действительность, то есть тождество предмета не меняется, пока о нем говорят».

Пьесы абсурдистов послевоенного времени носят во многом рационалистический характер и не так глубоки, как драматургия русских поэтов ОБЭРИУсм. , например «Елка у Ивановых» Александра Введенского и «Елизюета Бам» Даниила Хармса. Они лишены подлинного трагизма — это знаменует переход от модернизмасм. к постмодернизмусм. .


Лит.: Ревзина О. Г., Ревзин И.И. Семиотический эксперимент на сцене (Нарушение постулатов нормального общения как драматургический прием) // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1971. — Вып. 284.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Театр абсурда

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz