Постмодернизм — основное направление современной философии, искусства и науки.

В первую очередь П. отталкивается, естественно, от модернизмасм. (П. и означает — «все, что после модернизма»). Непосредственными предшественниками П. являются постструктурализмсм. и деконструкциясм. как философский метод. Последние два понятия чрезвычайно близки основным установкам П. — постструктурализм и деконструкция «свели историю к философии, а философию к поэтике». Главный объект П. — Текст с большой буквы. Одного из главных лидеров П., Жака Деррида (который, правда, не признает самого термина П.), называют Господин Текст.

Различие между П. и постструктурализмом состоит, в первую очередь, в том, что если постструктурализм в своих исходных формах ограничивался сферой философско-литературоведческих интересов (втайне претендуя на большее), то П. уже в 1980-е гг. стал претендовать на выражение общей теоретической надстройки современного искусства, философии, науки, политики, экономики, моды.

Вторым отличием П. от предшественников стал отказ от серьезности и всеобщий плюрализм. В том, что касается философии, например, П. готов сотрудничать и с аналитической философиейсм. , и с феноменологиейсм. , и даже с прагматизмсм. ом. Мы имеем прежде всего в виду феномен Ричарда Рорти, одного из самых модных философов 1980-х гг., идеология которого сочетала аналитическую философию, прагматизм и П.

Здесь, по-видимому, дело в том, что П. явился проводником нового постиндустриального общества, сменившего или, по крайней мере, сменяющего на Западе традиционное буржуазное индустриальное общество. В этом новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности — власть, деньги, обмен, производство — стали подвергаться деконструкции.

В П. господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, одним из его главных принципов стала «культурная опосредовавность», или, если говорить кратко, цитата. «Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны», — как-то обронил С.С. Аверинцев; поэтому каждое слово, даже каждая буква в постмодернистской культуре — это цитата.

Интерпретируя слова Умберто Эко, итальянского семиотика и автора постмодернистского бестселлера «Имя розы», русский философ и культуролог Александр Пятигорский в своем эссе о П. говорит:

Другой фундаментальный принцип П. — отказ от истины. Разные философские направления по-разному понимали истину, но П. вообще отказывается решать и признавать эту проблему — разве только как проблему языковой игрысм. в духе позднего Витгенштейна (см. аналитическая философиясм.), дескать, истина — это просто слово, которое означает то, что означает в словаре. Важнее при этом — не значение этого слова, а его смыслсм. (см. логическая семантикасм. , знаксм.), его этимология, то, как оно употреблялось раньше. «Иными словами, — пишет Пятигорский, — вполне соглашаясь с Витгенштейном, что «истина» — это слово, которое не имеет иного смысла, нежели тот, что это слово означает, и решительно не соглашаясь с марксизмом, утверждающим, что истина исторична, постмодернисты видят ее (истину — В.Р.) только как слово, как элемент текста, как, в конце концов, сам текст. Текст вместо истории. История — не что иное, как история прочтения текста» (здесь в статье Пятигорского столь характерная для П. игра значениями слов «история» как англ. history «история» и как англ. story «рассказ, повествование, сюжет»).

Вообще рассказывание историй (stories) — одна из главных мифологем П. Так, Фредерик Джеймисон, американский теоретик П., пишет, что даже представители естественных наук физики «рассказывают истории о ядерных частицах». Смысл этого высказывания Джеймсона в общем согласуется с тем, что говорят философы-физики (см. принцип дополнительностисм.) о зависимости эксперимента от экспериментатора и т. п.

Современный физик Илья Пригожин и его соавтор Изабелла Стенгерс в совместном эссе «Новый альянс: Метаморфоза науки» пишет:

Когда же родился П.? Наиболее распространена точка зрения, что он возник как кризис на классический модернизмсм. в конце 1930х гг. и что первым произведением П. является роман Дж. Джойса «Поминки по Финнегану» (ср. также «Игра в бисер», «Мастер и Маргарита»см. , «Доктор Фаустус»см.). Ирония во всех этих произведениях побеждает серьезный модернистский трагизм, такой, например, который свойственен текстам Кафки.

Однако существует подозрение, что П. появился гораздо раньше, одновременно с модернизмом, и начал с самого начала подтачивать его корни. Если смотреть на дело так, то первым произведением П. был «Улисс» того же Джойса, в котором тоже предостаточно иронии, пародии и цитат. Так или иначе, вся послевоенная литература: романы Фаулза, романы и повести Кортасара, новеллы Борхеса, новый роман, весь поздний англоязычный Набоков (см. «Бледный огонь»см.), «Палисандрия» Саши Соколова (в отличие от его «Школы для дураков»см. , которая, будучи текстом П. в широком смысле, сохраняет острую ностальгию по классическому модернизму); «Бесконечный тупик»см. Д. Галковского, «Хазарский словарь»см. Милорада Павича, произведения Владимира Сорокина (см. «Роман»/«Норма»см.) — все это натуральный П.

Впервые П. стал философским понятием после выхода в свет и широкого обсуждения книги французского философа Жан-Франсуа Лиотара «Постмодернистский удел», в которой он критиковал понятие метарассказа, или метаистории, то есть власти единой повествовательной стратегии, парадигмысм. — научной, философской или художественной.

П., таким образом, есть нечто вроде осколков разбитого зеркала тролля, попавших в глаза всей культуре, с той лишь разницей, что осколки эти никому не причинили особого вреда, хотя многих сбили с толку.

П. был первым (и последним) направлением ХХ в., которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга. Ведь любая история, в соответствии с пониманием П., — это история создания и интерпретации текста. Откуда же тогда взяться реальности? Реальности просто нет. Если угодно, есть различные виртуальные реальностисм. — недаром П. расцвел в эпоху персональных компьютеров, массового видео, Интернета, с помощью которого ныне не только переписываются и проводят научные конференции, но даже занимаются виртуальной любовью. Поскольку реальности больше нет, П. тем самым разрушил самую главную оппозицию классического модернизма — неомифологическую оппозицию между текстом и реальностью, сделав ненужным поиск, и, как правило, мучительный поиск границ между ними. Теперь поиск прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеется только текст.

Поэтому на место пародии классического модернизма в П. стал пастиш (от итал. pasticco — опера, состюленная из кусков других опер; попурри).

Пастиш отличается от пародии тем, что теперь пародировать нечего, нет того серьезного объекта, который мог бы быть подвергнут осмеянию. Как писала О. М. Фрейденберг, пародироваться может только то, что «живо и свято». В эпоху П. ничто не живо и уж тем более не свято.

По тем же причинам место классического модернистского интертекстасм. в занял гипертекстсм. (см.), гораздо более гибкое приспособление, которым можно манипулировать и так и эдак.

В 1976 г. американский писатель Реймон Федерман опубликовал роман, который можно читать по усмотрению читателя (он так и называется — «На ваше усмотрение») с любого места, тасуя непронумерованные и несброшюрованные страницы. Эта алеаторическая литература вскоре стала компьютерной, ее можно читать только на дисплее: нажмешь кнопку — и переносишься в предысторию героя, нажмешь другую — поменяешь плохой конец на хороший, или наоборот (см. виртуальные реальностисм., гипертекстсм.).

Классическая модернистская реминисценция, носившая утонченный характер, которую можно было заметить, а можно было и пройти мимо, сменилась тотальной постмодернистской цитатой коллажем.

В 1979 г. Жак Ривэ выпустил роман-цитату «Барышни из А.», представляющий собой сборник 750 цитат из 408 авторов. Вспоминается американский студенческий анекдот о том, что студент-филолог впервые прочитал шекспировского «Гамлета» и был разочарован — ничего особенного, собрание расхожих крылатых слов и выражений.

В сущности, постмодернистская филология есть не что иное, как утонченный (когда в большей, когда в меньшей степени) поиск цитат и интертекстов в том или ином художественном тексте — из лучших образцов подобной филологии и искусствоведения см. книги А. К. Жолковского и М. Б. Ямпольского (указанные в списке литературы).

Исследователь П. Илья Ильин пишет:

Впрочем, кое-кто утверждает, что П. уже закончилось и мы живем в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока сформулировать не можем. Что ж, будем ждать этой формулировки с нетерпением.


Лит.: Эко У. Заметки о романе «Имя розы» // Эко У. Имя розы. — М., 1990.

Пятигорский А М. О постмодернизме // Пятигорский А. М. Избр. труды. — М., 1996.

Фрейденберг О. М. Происхождение пародии // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1973. — Вып. 308.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М., 1996.

Жолковский А.К., Ямпольский М. Б. Бабель. — М., 1995.

Ямпольский М. Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. — М., 1993.

Борхес, Павич, Галковский, Кортассар, Соколов


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Постмодернизм

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz