«Бесконечный тупик»— роман современного русского прозаика, публициста и философа Дмитрия Галковского (1985). Текст произведения настолько велик (по объему он примерно равен «Анне Карениной»), что целиком он до сих пор не опубликован; и настолько разнопланов и противоречив по своей художественно-философской идеологии, что, когда в Москве в 1993 — 1994 гг. был «бум на Галковского», спровоцированный его резкими публицистическими статьями в «Независимой газете», фрагменты из «Б. т.» публиковались в таких идеологически противоположных журналах, как, с одной стороны, «Новый мир», а с другой — «Наш современник».
Б. т. чрезвычайно сложен по жанру
— это и не автобиография, и не заметки на полях других произведений, и
не классический постмодернистский пастиш (см. постмодернизм)
— и в то же время и то, и другое, и третье.
За основу композиции Б. т. взят,
по-видимому, «Бледный огонь»
В. Набокова (см.) — одного
из двух авторов на всей планете, которого Галковский
признает и к которому относится всерьез (второй, вернее, первый и по хронологии
и по значимости — В.В. Розанов,
отсюда и чудовищный идеологический плюрализм Б.
т.).
Б. т. строится как система примечаний
нескольких порядков к непонятно написанному или не основному тексту. Выглядит
это в виде фрагментов объемом, как правило, не более страницы: фрагменты
текста автора (рассказчика) или цитаты из какого-либо русского писателя
или философа; далее может идти комментарий к этому фрагменту; далее комментарий
к комментарию; потом полифонически (см. полифонический
роман)
контрастный фрагмент собственного текста или другая цитата. И так далее
до бесконечности — отсюда и название текста.
Таким образом, в Б. т. последовательно
применены три основные риторические фигуры поэтики ХХ в. (см. принципы
прозы
ХХ в.) : текст в тексте
(комментарии к собственным размышлениям); интертекст (коллаж цитат
— скрытых и явных) и гипертекст (читать Б. т.
можно по-разному — сплошняком, как он написан; ориентируясь по номерам
и стравицам гипертекстовых отсылок; или «тематически», как это делалось
при фрагментарных журнальных публикациях романа. Так, первый выпуск журнала
«Логос» опубликовал в 1991 г. фрагменты, посвященные обрисовке личности
и философии Владимира Соловьева;
«Новый мир» печатал биографические фрагменты, связанные с детством автора-героя
и его взаимоотношениями с отцом; «Наш современник» — «юдофобские» и иные
«великодержавные» размышления героя-автора. В целом корпусе Б.
т., который автор словаря читал в машинописи, все эти фрагменты
идут вперемешку, подчиняясь законам авторских ассоциаций.
По жанру Б. т. все-таки наиболее близок к классической исповеди (Св. Августин, Жан-Жак Руссо, Л. Н. Толстой), но это исповедь особенная — постмодернистская, потому что исповедуется не автор, а его alter ego Одиноков. Обычно исповеди бывают не всегда правдивыми, поскольку за них ручается сам автор своим именем; исповедь Одинокова безусловно правдива и искренна, потому что это исповедь вымышленного персонажа, хотя ясно и то, что реальный Дмитрий Евгеньевич Галковскийцеликом разделяет все высказывания своего героя.
Поэтому Б. т. можно рассматривать
как чрезвычайно своеобразный, но все же роман и, может быть, даже последний
великий русский роман, а Галковского
можно считать последним великим русским писателем (Владимир
Сорокин — см. «Норма»/«Роман»
— находится уже по ту сторону традиций русской прозы — это писатель
эры «постхьюман», то есть постгуманистической эры, во многом писатель будущего,
по крайней мере, «future in the past» («будущего прошедшего» — грамматическая
категория в английском языке).
В двух словах идеологическая и одновременно художественная канва Б. т. — в бесконечных размышлениях Галковского-Одинокова о себе, о своем отце, о русской философии и русском языке, русской литературе. Этих рассуждений настолько много, и все они настолько интересны, умны и провокативны (см. ниже), что читатель просто утопает в них.
В числе основного корпуса идей Б. т.
мысли, связанные с особенностями русского языка, как его понимает автор-герой.
Русский язык, по мнению автора Б. т.,
обладает тремя фундаментальными признаками: креативностью (все сказанное
превращается в действительность — ср. теория речевых
актов)
; револютативностью то есть оборотничеством (все сказанное превращается
в действительность, но в наиболее искаженном, нелепом и неузнаваемом виде);
п ровокативностью (склонностью к издевательству, глумлению, юродству).
Все эти свойства русского литературного языка естественным образом объединяются
в феномене русской литературы, которая в период своей зрелости, то есть
в ХIХ веке, становится мощным орудием воздействия на реальность (идея в
целом для ХХ в. вполне характерная — см. реальность,
текст,
абсолютный идеализм,
«Бледный огонь»
,
«Хазарский словарь»
),
но самое интересное, что, высказывая все эти идеи, Галковский,
так сказать, вовсе не шутит — это своеобразная, пусть и изложенная на страницах
философского романа, чудовищная «философия истории литературы».
Самая главная мысль — что литература, обладающая такой мощной креативностью
(а то, что литература в России ХIХ в. заменила философию и чрезвычайно
сильно воздействовала на реальность, не вызывает сомнений; достаточно вспомнить,
например, «учебник жизни» — «Что делать?» Н. Г. Чернышевского),
должна отвечать за то, какую действительность она построила (ср. гипотеза
лингвистической относительности).
По Галковскому, так называемое
революционное движение в России было цепью взаимных провокаций, предательств
и карнавалов (см. карнавализация)
: вначале революционеров «придумало» царское правительство, чтобы отвлечь
общество от реально казавшихся ему (правительству) вредными идей славянофилов;
потом эти «выдуманные революционеры», по законам русского языка, превратились
в настоящих, но извращенных «бесов» и проникли в правительство, а оттуда
сами создавали «реакционеров», чтобы было над кем устраивать террористические
побоища. Интересна фраза Галковского
о Достоевском, которого он — одного
из немногих русских писателей — принимает всерьез:
«Если бы Достоевского, — пишет Галковский, — расстреляли в 1849 году, то он бы не написал «Бесов». Но тогда, может быть, не было бы в русской действительности и самих бесов».
Итак, революционное движение «написали», но написали неумело, по-русски, «топором и долотом», то есть не только креативно, но револютативно и провокативно. В результате получилась не история, а бесовское подобие истории с издевательством, юродством и глумлением над основами русской жизни.
Приведу большую цитату, в которой характеризуется старец Серафим Саровский, один из самых почитаемых русских религиозных деятелей (к которому и Галковский относится вполне всерьез). И тем не менее:
«К Серафиму в Саров приехала будущая Дивеевская старица Елена Васильевна Мантурова и попросила постричь ее в монахини. Серафим стал уговаривать молодую девушку выйти замуж (три года уговаривал). При этом он так, например, расписывал «прелести» семейной жизни:
«- И даже вот что еще скажу тебе, радость моя. Когда ты будешь на сносях, так не будь слишком на все скора. Ты слишком скора, радость моя, а это не годится. Будь тогда ты потише. Вот, как ходитьто будешь, не шагай так-то, большими шагами, а все потихоньку да потихоньку. Если так-то пойдешь, благополучно и снесешь.
И пошел перед нею, показывая, как надо ходить беременной.
— Во, радость моя!.. также и поднимать, если что тебе случится, не надо так вдруг скоро и сразу, а вот так, сперва понемногу нагибаться, а потом точно так же понемногу и разгибаться.
И опять показал на примере.
Вот таким образом кривлялся, глумился над женским естеством.
Да даже если бы он сказал пьянице какому-нибудь:
— А ты иди водочки-то выпей. Она скусная. Выпей ее, родимую, и лапушки оближи: «Ай-ай, сладко». Ноженьки-то твои тогда вот так, смотри, подогнутся, и рученьки милые трястись будут. И головушка набок завалится, закружится. То-то славно. Пей больше, ласковый, и всегда такой будешь. И ходи, смотри, осторожно тогда. Вот так, по стеночке, опираясь. Тело у тебя легкое, слабое станет, в канаву грязную и ребеночек маленький спихнуть сможет. Так что ходи, милый, тихо, ходи, милый, скромно.
Все равно страшно слушать. А тут над беременностью так насмехаться.
Но Серафим Саровский действительно русский святой. Эта святая русская ненависть к миру, издевательство над миром, обречение себя Богу.
Более того, Серафим любил мир. И так как его ненависть к нему была абсолютна, она и превращалась в абсолютную доброту, любование».
Б. т. написан на художественном языке ХХ в. — все эти предательства, оборотничества, речевой садизм, превращение текста в реальность и наоборот — все это было в ХХ в. Но все эти «признаки» и «приемы» изящной словесности оборачиваются, по логике же Б. т., в такую «посконную» глобальную русскую правду, что в этом и открывается чисто русское величие этого «безраздельного» произведения.
Лит.: | Руднев В. Философия русского литературного языка в «Бесконечном тупике» Д. Е. Галковского // Логос. — М., 1993. — No 4. |
Виртуальный сервер Д. Галковского
|
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» "Бесконечный тупик" |