Абсолютный идеализм — направление
в англосаксонской философии первых двух десятилетий ХХ в. В своей основе
А. и. восходил к гегельянству, и в этом смысле это было последнее направление
классической философии. Но многое в А. и.
вело и к такому пониманию оснований и принципов философии, которые важны
для ХХ в. вплоть до последних его десятилетий, вновь характеризующихся
возрождением интереса к диалектике и Гегелю
в противоположность господствовавшей в ХХ в. математической
логике
(см.).
Прежде всего А. и. интересен для
нас тем, что именно от него, именно в полемике с ним формировались философы,
определившие тип философской рефлексии ХХ в. Именно отталкиваясь от представителей
А. и. Ф. Брэдли,
Дж. МакТаггарта, Дж.
Ройса, создатели аналитической
философии
Бертран Рассел и Джордж
Эдуард Мур, а также их гениальный ученик Людвиг
Витгенштейн оттачивали свои «неопозитивистские» (как
говорили в советское время) доктрины (см. также логический
позитивизм
).
Один из главных принципов А. и.
в его наиболее ортодоксальном варианте, философии Ф.
Брэдли, гласил, что реальность
(см.) есть лишь видимость подлинной реальности, которой является
непознаваемый Абсолют. Что в этой доктрине было неприемлемо для ХХ в.?
Ее категорическая метафизичность, то есть традиционность постановки философских
проблем. Но в переплавленном логическими позитивистами-аналитиками виде
эта доктрина является одной из важнейших в ХХ в. В философских концепциях,
ориентированных семиотически (см. семиотика
),
она преобразилась как представление о том, что реальность имеет насквозь
знаковый характер (см. реальность
)
и, стало быть, опять-таки является мнимой, кажущейся.
Такое понимание реальности характерно и для новейших философских систем
(см. расширенное толкование понятия виртуальных реальностей
у Славоя Жижека). Поскольку
невозможно определить, какая реальность является подлинной, а какая — мнимой,
то весь мир представляется системой виртуальных реальностей: последнее
отразил и современный кинематограф, в частности знаменитый культовый фильм
«Blade Runner» («Бегущий по лезвию бритвы»), который подробно анализируется
в книге С. Жижека «Существование
с негативом». Основная идея этого фильма (в интерпретации философа) состоит
в том, что принципиальная невозможность для человека установить, является
ли он настоящим человеком или пришельцем-«репликантом», делает человека
человечнее. Он как будто говорит себе: «Вот я поступаю так-то, а вдруг
окажется, что я вовсе не человек! Поэтому я буду поступать в любом случае
по-человечески и тогда все равно стану человеком».
Второе, чем дорог ХХ в. А. и., —
это концепция времени
(см.). Ее разработал Дж. МакТаггарт,
и она называется статической; согласно ей не время движется, мы движемся
во времени, а иллюзия течения времени возникает от смены наблюдателей.
Эта идея очень повлияла на философию времени Дж.
У. Данна (см. серийное мышление
),
которая в свою очередь оказала решающее влияние на творчество Х.Л.
Борхеса — писателя, воплотившего в себе сам дух прозы
и идеологии творчества ХХ в. (см. принципы прозы
ХХ в.
).
А. и. стоял на переломе столетий, как двуликий Янус — глядя в противоположные стороны. Сейчас этих философов почти никто не читает и не переиздает, кроме историков философии. Но будем благодарны им за то, что они «разбудили» Рассела и Витгенштейна, и в этом смысле именно от них надо вести отсчет философии и культурной идеологии ХХ в.
Лит.: | Bradly F. Appearance and Reality. L., 1966.
Жижек С. Существование с негативом // Художественный журнал, 1966. — No 9. |
![]() |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Абсолютный идеализм |