Дзенское мышление. Дзэн-буддизм — ответвление классического индийского буддизма, перешедшего из Индии в Китай, а оттуда — в Японию, где он стал одной из национальных религий и философий.

Д. м. особенно важно для культурного сознания ХХ в. как прививка против истового рационализма. Дзэном всерьез увлекался Карл Густав Юнг (дзэн вообще связан с психоанализомсм. своей техникой, направленной на то, чтобы разбудить бессознательноесм.). Дзэн также связан с искусством сюрреализмасм. , особенно с творчеством Антонена Арто. Некоторые исследователи усматривают черты, типологически сходные с Д. м., в «Логико-философском трактате» Людвига Витгенштейна, где рационализм замешан на мистике (см. атомарный фактсм., аналитнческая философия).

В конце этого очерка мы расскажем о влиянии дзэна на художественную прозу американского писателя Джерома Сэлинджера.

Дзэн называют «убийством ума». «Его цель, — пишет учитель и популяризатор Д. м. Дайсецу Судзуки, — посредством проникновения в истинную природу ума так повлиять на него, чтобы он стал своим собственным господином [...]. Практика дзэна имеет целью открыть око души — и узреть основу жизни [...].

Основная идея дзэна — войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, причем сделать это самым прямым образом, не прибегая к чему-то внешнему или неестественному [...]. Если до конца понять дзэн, ум придет в состояние абсолютного покоя, и человек станет жить в абсолютной гармонии с природой».

Основой метода практики дзэна является коан — бессмысленный на первый взгляд вопрос или ответ (или и то и другое вместе). Дзэн вообще культивирует поэтику абсурда (ср. парасемантикасм.).

Можно сказать, что дзэн оперирует многозначной логикойсм. (см.), где нет однозначного «да» и однозначного «нет» (так же как в восточной культуре, ориентированной на буддизм и дао, нет смерти и рождения), важно непосредственное до- или после- вербальное проникновение в суть вещей — момент интеллектуального и эмоционального шока. Отсюда в практике дзэна эти знаменитые бессмысленные и порой жестокие поступки — щипки за нос, удары палками по голове, отрубание пальцев. Все это делается для того, чтобы огорошить сознание, привести его в измененное состояниесм. , сбить мышление с привычных рельсов рационализма с его бинарными оппозициямисм. .

Судзуки пишет:

Но что такое абсолютное утверждение? На это Судзуки отвечает следующей притчей:

Цель дзэна — просветление, которое называют «сатори». Его можно определить как интуитивное проникновение в природу вещей в противоположность аналитическому, или логическому, пониманию этой природы. Практически это означает открытие нового мира, ранее невзвествого смущенному уму, привыкшему к двойственности. Иными словами, сатори являет нам весь окружающий мир в совершенно неожиданном ракурсе. Когда одного из учителей дзэна спросили, в чем суть просветления, он ответил: «У ведра отламывается дно».

Как мы уже говорили, наибольшее влияние из западных умов дзэн оказал на Сэлинджера. Вот как он описывает просветление, постигшее юношу, героя рассказа «Голубой период Ле Домье-Смита»:

В рассказе «Тедди» речь идет о мальчике, получившем просветление и узнавшем будущее, в частности время своей смерти, которой он отнюдь не боится, хотя ему предстоит погибнуть от руки своей маленькой сестренки при несчастном случае.

Вот как Тедди описывает свое просветление:

Теория и практика дзэна подробно описывается Сэлинджером в цикле повестей о семье Гласс. Бадди Гласс, брат гениального Симора, покончившего с собой (см. «Хорошо ловится рыбка-бананка»см.), приводит даосскую притчу о том, как мудрец увидел черного жеребца в гнедой кобыле.

Сам Симор, объясняя своей жене Мюриель, что такое дзэн, рассказывает легенду о том, как учителя спросили, что самое ценное на свете, и он ответил, что самое ценное — это дохлая кошка, потому что ей цены нет.

В финале повести «Выше стропила, плотники» Бадди предполагает послать Симору на свадьбу чисто дзэнский подарок:


Лит.: Судзуки Д. Основы Дзэн-буддизма. — Бишкек, 1993.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Дзенское мышление

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz