Логаэдизация — один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол. ХХ в., противоположный верлибр изации (см.).
Логаэд — это тип метрической композиции (см. система стиха), суть которого заключается в том, что внутри стихотворной строки ударения и безударные слоги могут располагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольность сохраняется на протяжении всех строк (ср. додекафония, серийное мышление). Пример логаэда:
Сегодня дурной день: 32+ 22+ 1
Кузнечиков хор спит, 32+ 22+ 1
И сумрачных скал сень 32+ 22+ 1
Мрачней гробовых плит. 32+ 22+ 1
(О. Мандельштам)
(«Основание» «степени» означает количество слогов в слове; «показатель» — место ударения).
В противоположность верлибру в логаэде количество ритмических типов слов резко ограничено, что создает эффект метрической семантизации — каждое слово, стремящееся занять определенное место в решетке логаэда, стремится к тому, чтобы быть близким этой позиции по смыслу, так как сама эта позиция уже семантизируется. Чтобы объяснить этот принцип. приведем еще один пример:
По холмам — круглым и смуглым, 33+ 21+ 32
Под лучом — сильным и пыльным, 33+ 21+ 32
Сапожком — робким и кротким — 33+ 21+ 3
За плащом — рдяным и рваным, 33+ 21+ 3
(М. Цветаева)
Все стихотворение делится по вертикали на две части — первую с ритмическим словом 33, выражающим идею движения, и вторую с ритмическими словами 21 и 32, выражающим идею затрудненности этого движения.
Логаэд — размер, принадлежащий своими корнями античной метрике, но именно в ХХ веке поэзия (особенно русская) стала очень часто обращаться к этой композиции (особенно много логаэдов написали М. Цветаева и Вяч. Иванов). Это было частью более общего движения, которое мы называем Л. и суть которого состоит в том, что оно предствляет фрагмент системы как всю систему. Механизм Л. — повышенная ограниченность структуры, то есть в конечном счете редукционизм. Но это особый, мифологический редукционизм. Поскольку сама позиция, в которой должен стоять данный элемент, семантически маркируется, то фактически любой элемент приобретает черты, присущие именно этой позиции. В этой позиции происходит иррадиация смыслов. То же самое имеет место в мифологическом сознании (см.), где аккумулируется система отождествлений одного и того же места: сыра земля — это мать Богородица; вульва — амбивалентный материально-телесный низ (см. карнавализация).
Л. захватила очень многие слои культуры ХХ в. Так, например, система взаимных отождествлений характерна для неомифологического романа-логаэда А. Белого «Петербург»: Аполлон Аполлонович — Николай Аполлонович; Кант — Конт; Шишнарфнэ — Енфраншиш; все герои отождествляются с мифологическими персонажами и одновременно — с реальными прототипами. И все это написано с резким ограничением на состав слов — метрической прозой, как будто одним бесконечным трехсложным размером.
Музыкальная Л. — это серийная музыка (см. додекафония), там ограничения накладываются на интервалы, и серии вторично семантизируются. В живописи непосредственный аналог Л. — кубизм.
Наиболее интересны аналогии Л. в философии ХХ в. Это логический позитивизм, который действует таким же редукционистским образом: накладывает ограничения на философскую проблематику, объявив большинство философских проблем псевдопроблемами.
Сама структура главного произведения аналитической философии «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна представляет собой нечто вроде логаэда. Каждое предложение заковано в броню рубрики. При этом здесь тоже происходит вторичная мифологизация. Само представление об идеальном языке — один из мифов 1-й пол. ХХ в. — это мифологическая редукция. Сам «Трактат» строится как система отождествлений основных понятий.
предмет |
— |
атомарный факт |
— |
ситуация |
имя |
— |
элементарная |
— |
пропозиция |
К середине ХХ в. Л. и верлибризация начали конвергировать в соответствии с общей культурной ситуацией, приведшей к постмодернизму . Последнее можно видеть на примере таких произведений как «Игра в бисер» Г. Гессе, где проявляются и логаэдические и верлибристские начала.
Лит.: | Лосев А Ф. О пропозициональной функции древнейших
лексических структур // Лосев А Ф. Знак. Символ. Миф. Тр. по языкознанию.
— М., 1980.
Лотман Ю. М., Успенский Б.А. Миф — имя — культура // Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 тт. — Таллинн, 1992. — Т. 1. Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. — Рига, 1986. Руднев В. «Логико-философский трактат» Витгенштейна как неомифологический проект // Витгенштейн Л. Tractatus logico- philosophicus/ Пер. с нем., паралельн. коммент. и аналитич. ст. В. Руднева (в печати). |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Логоэдизация |