Логаэдизация — один из путей динамики
развития культурных явлений в первой пол. ХХ в., противоположный верлибр
изации (см.).
Логаэд — это тип метрической композиции (см. система
стиха),
суть которого заключается в том, что внутри стихотворной строки ударения
и безударные слоги могут располагаться произвольно, но в дальнейшем эта
произвольность сохраняется на протяжении всех строк (ср. додекафония
,
серийное мышление
).
Пример логаэда:
Сегодня дурной день: 32+ 22+ 1
Кузнечиков хор спит, 32+ 22+ 1
И сумрачных скал сень 32+ 22+ 1
Мрачней гробовых плит. 32+ 22+ 1
(О. Мандельштам)
(«Основание» «степени» означает количество слогов в слове; «показатель» — место ударения).
В противоположность верлибру
в логаэде количество ритмических типов слов резко ограничено, что
создает эффект метрической семантизации — каждое слово, стремящееся занять
определенное место в решетке логаэда, стремится к тому, чтобы быть близким
этой позиции по смыслу, так как сама эта позиция уже семантизируется. Чтобы
объяснить этот принцип. приведем еще один пример:
По холмам — круглым и смуглым, 33+ 21+ 32
Под лучом — сильным и пыльным, 33+ 21+ 32
Сапожком — робким и кротким — 33+ 21+ 3
За плащом — рдяным и рваным, 33+ 21+ 3
(М. Цветаева)
Все стихотворение делится по вертикали на две части — первую с ритмическим словом 33, выражающим идею движения, и вторую с ритмическими словами 21 и 32, выражающим идею затрудненности этого движения.
Логаэд — размер, принадлежащий своими корнями античной метрике, но именно
в ХХ веке поэзия (особенно русская) стала очень часто обращаться к этой
композиции (особенно много логаэдов написали М. Цветаева
и Вяч. Иванов). Это было частью
более общего движения, которое мы называем Л.
и суть которого состоит в том, что оно предствляет фрагмент системы как
всю систему. Механизм Л. — повышенная
ограниченность структуры, то есть в конечном счете редукционизм. Но это
особый, мифологический редукционизм. Поскольку сама позиция, в которой
должен стоять данный элемент, семантически маркируется, то фактически любой
элемент приобретает черты, присущие именно этой позиции. В этой позиции
происходит иррадиация смыслов. То же самое имеет место в мифологическом
сознании
(см.), где аккумулируется система отождествлений одного и того же
места: сыра земля — это мать Богородица; вульва — амбивалентный материально-телесный
низ (см. карнавализация
).
Л. захватила очень многие слои культуры ХХ в. Так, например, система взаимных отождествлений характерна для неомифологического романа-логаэда А. Белого «Петербург»: Аполлон Аполлонович — Николай Аполлонович; Кант — Конт; Шишнарфнэ — Енфраншиш; все герои отождествляются с мифологическими персонажами и одновременно — с реальными прототипами. И все это написано с резким ограничением на состав слов — метрической прозой, как будто одним бесконечным трехсложным размером.
Музыкальная Л. — это серийная музыка
(см. додекафония),
там ограничения накладываются на интервалы, и серии вторично семантизируются.
В живописи непосредственный аналог Л.
— кубизм.
Наиболее интересны аналогии Л. в философии ХХ в. Это логический позитивизм, который действует таким же редукционистским образом: накладывает ограничения на философскую проблематику, объявив большинство философских проблем псевдопроблемами.
Сама структура главного произведения аналитической философии «Логико-философского
трактата»
Л. Витгенштейна представляет собой нечто вроде логаэда.
Каждое предложение заковано в броню рубрики. При этом здесь тоже происходит
вторичная мифологизация. Само представление об идеальном языке — один из
мифов
1-й пол. ХХ в. — это мифологическая редукция. Сам «Трактат» строится
как система отождествлений основных понятий.
предмет |
— |
атомарный факт |
— |
ситуация |
![]() |
![]() |
![]() |
||
имя |
— |
элементарная |
— |
пропозиция |
К середине ХХ в. Л. и верлибризация
начали конвергировать в соответствии с общей культурной ситуацией, приведшей
к постмодернизму
. Последнее можно видеть на примере таких произведений как «Игра
в бисер» Г. Гессе, где проявляются
и логаэдические и верлибристские начала.
Лит.: | Лосев А Ф. О пропозициональной функции древнейших
лексических структур // Лосев А Ф. Знак. Символ. Миф. Тр. по языкознанию.
— М., 1980.
Лотман Ю. М., Успенский Б.А. Миф — имя — культура // Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 тт. — Таллинн, 1992. — Т. 1. Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. — Рига, 1986. Руднев В. «Логико-философский трактат» Витгенштейна как неомифологический проект // Витгенштейн Л. Tractatus logico- philosophicus/ Пер. с нем., паралельн. коммент. и аналитич. ст. В. Руднева (в печати). |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Логоэдизация |