Верлибризация. ХХ век четко сформулировал идею необходимости семиотического билингвизма в культуре. В наиболее общем виде эта идея выражена в принципе дополнительности Нильса Бора, а затем переформулирована применительно к семиотическим системам Ю. М. Лотманом, писавшим, что неполнота нашего знания о мире должна компенсироваться стереоскопичностью тех точек зрения, при помощи которых мы смотрим на мир.
Сущность В. в стихотворении начала ХХ в. заключается в том, что метр в рамках неомифологического сознания возвращается к своим праистокам, к архаическому «первобытному синкретизму», по выражению А. Н. Веселовского, создателя исторической поэтики.
Метр (см. система стиха)
в архаическом обществе был частью синкретического ритуального действа,
в котором нет разделения на авторов и зрителей, в котором все — участники,
все в равной степени вовлечены в ритуал.
Аналогом архаического ритуала была средневековая карнавальная культура
(см. карнавализация),
где все переворачивалось с ног на голову и все отсылало ко всему.
Возврат интереса к архаическому сознанию на новом витке в утонченной
форме неомифологической культуры ХХ века и актуализировал такой стих, который
отсылает ко всем другим системам стиха (см. верлибр).
Однако В. пронизывала всю культуру
начала ХХ в., наряду с противоположным явлением — логаэдизацией
(см.). Суть В. в культуре ХХ
в. заключалась в том, что система, любая — музыкальная, живописная, кинематографическая,
философская, поэтическая, прозаическая, даже архитектурная, — строилась
как система цитат-реминисценций к более ранним текстам.
Практически весь кинематограф как специфическое искусство ХХ в. есть
аналог В. (см. кино,
интертекст). Музыкальный верлибризм — это прежде всего неоклассицизм,
где первую скрипку играл И. Ф. Стравинский.
Так, его знаменитая сюита-действо «История солдата» построена как инкорпорирование
и взаимодействие самых различных музыкальных систем, а все произведение
строится как система цитат и реминисценций к широкому кругу музыкальных
форм и жанров (см. верлибр
)
: «В «Истории солдата», — писал музыковед М. С. Друскин,
— виртуозно варьируются народные мотивы скоморошьего склада, отзвуки бытовых
напевов, предвестия джаза (танго, регтайм), помпезные военные марши и протестантский
хорал».
В изобразительном искусстве аналог В.
— сюрреализм
(см.) с его идеологией сочетания несочетаемых элементов в одном
изобразительном поле. В архитектуре это стиль «югенд» начала века. В философии
— такие явления, как морфология истории О. Шпенглера,
культурологические идеи М. М. Бахтина
(см. полифонический роман
,
карнавализации
,
диалог), концепция игры Й. Хейзинги,
историософия А. Дж. Тойнби, этногенетические
концепции Л. Н. Гумилева — в целом
те философские построения, которые относятся к междисциплинарным
исследованиям
.
Апофеоз В. — постмодернизм
Жака Деррида и Жана
Бодрийара, на русской почве — его вариант, мотивный
анализ
Бориса М. Гаспарова.
Лит.: | Лотман Ю. М. Феномен культуры // Лотман Ю.
М. Избр. статьи в 3 т. — Таллинн, 1992. — Т. 1.
Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. — Рига, 1986. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М., 1996. Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. — М., 1993. |
![]() |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Верлибризация |