Генеративная поэтика — направление структурной поэтики (см.), возникшее в России в конце 1960-х гг. под влиянием генеративной лингвистики , а также теоретических идей С. М. Эйзенштейна (см. кино) и морфологии сюжета В. Я. Проппа (см. сюжет).
Основатели Г.п. (ныне профессора американских ун-тов) — русские лингвисты А. К. Жолковский и Ю. К. Щеглов.
Так же как генеративная лингвистика, Г. п. стремилась не к описанию текста, а к моделированию процесса порождения текста. По мысли авторов Г. п., художественный текст можно представить как сумму некой абстрактной «темы» и приемов выразительности (ПВ), при помощи которых тема трансформируется в реальный текст.
Тема может быть сформулирована и на естественном языке, и звучать как абстрактное высказывание на метаязыке (см.).
Например, тему повести А. Конан-Дойля «Собака Баскервилей» можно сформулировать и образно в виде поговорки:
Волк в овечьей шкуре;
и в виде абстрактного описания:
Некто под видом покровительства или дружбы готовит убийство своего протеже.
После того как тема сформулирована, дальнейший анализ состоит в «вычитании» приемов выразительности, особых риторических фигур, взятых у Эйзенштейна или введенных самими авторами Г. п., из текста так, чтобы последовательно привести его к теме. Приемы выразительности могут быть такими:
Приведем примеры некоторых важнейших ПВ из работ Жолковского и Щеглова:
«Общей темой рассказов Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе является
тепло, уют, покровительство, убежище, безопасность.
Применение ПВ КОНТРАСТ придает ей несколько более конкретный вид:
тепло, уют, покровительство и т. п. — угроза, опасность.
«Многие предметы из окружения Холмса построены на СОВМЕЩЕНИИ все тех
же тематических полюсов: окно квартиры, где живет Холмс, одновременно
принадлежит уютному жилищу, защищенному от внешнего мира, и открывает вид
на этот мир, где царят ненастье и хаос;
ПВ ВАРЬИРОВАНИЕ (или ПРОВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗНОЕ) покажем на примере четверостишия из «Моцарта и Сальери» Пушкина (пример взят из книги Ю. М. Лотмана «Анализ поэтического текста»):
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля;
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Общая (инвариантная) тема обоих полустиший:
Мне не смешно, когда бездарность оскорбляет гения.
Чрезвычайно интересными наблюдениями над поэтикой классической русской литературы мы обязаны выделению авторами Г. п. ПВ ЗАТЕМНЕНИЕ с его прототипом, известной сценой из «Героя нашего времени» Лермонтова:
Я выстрелил... Когда дым рассеялся Грушницкого на площадке не было.
Затемнение — конкретный вариант эпистемической нарративной (повествовательной) модальности (см. модальности, сюжет), когда вначале нечто важное неизвестно, неопределенно, а когда завеса открывается, информация становится полной и, как правило, драматической. Ср. в «Войне и мире» Толстого:
Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что все вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
[...] Пьер вздрогнул от своего выстрела [...] и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение. [...] Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другою сжимал опущенный пистолет.
Еще одно важное понятие, которое выделила Г. п., — ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР. Это коррелят понятия темы для творчества поэта, рассматриваемого как единое целое. Процедура здесь такая же, как и при анализе прозы. Формулируется основная черта поэтического мира, а затем показывается, как она развертывается в тексты при помощи ПВ.
А. К. Жолковскому удалось сформулировать общую тему (инвариант) всего творчества Пушкина. Звучит это так:
объективный интерес к действительности, осмысляемый как поле взаимодействия амбивалентно оцениваемых начал «изменчивость, неупорядоченность» и «неизменность, упорядоченность» (сокращенно: «амбивалентное противопоставление изменчивость/неизменность» или просто «изменчивость/неизменность»).
Г. п. подвергалась критике со стороны представителей традиционной структурной поэтики за схематизм и возврат к стереотипам школьной поэтики (подобный же упрек адресовали в свое время создателю генеративной лингвистики). Как правило, конкретные наблюдения авторов Г. п. оказывались и интереснее, и долговечнее их теории. Сами они в своем позднем творчестве перешли к более мягким моделям анализа, соприкоснувшись в чем-то со своим главным антагонистом в постструктурной поэтике — мотивным анализом (см.).
Лит.: | Жолковский А К., Щеглов Ю.К. К понятию «тема»
и «поэтический мир» // Учен. зап. Тартуского ун-та. — Тарту, 1975. — Вып.
365.
Жолковский А К. Инварианты Пушкина // Там же. 1979. — Вып. 467. Жолковский А К., Ямпольский М.Б. Бабель. — М., 1994. Жолковский А К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. — М., 1966. |
Разговоры. Евгений Брейдо беседует с Александром Жолковским |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Генеративная поэтика |