Генеративная поэтика — направление структурной поэтикисм. (см.), возникшее в России в конце 1960-х гг. под влиянием генеративной лингвистикисм. , а также теоретических идей С. М. Эйзенштейна (см. киносм.) и морфологии сюжета В. Я. Проппа (см. сюжетсм.).

Основатели Г.п. (ныне профессора американских ун-тов) — русские лингвисты А. К. Жолковский и Ю. К. Щеглов.

Так же как генеративная лингвистика, Г. п. стремилась не к описанию текста, а к моделированию процесса порождения текста. По мысли авторов Г. п., художественный текст можно представить как сумму некой абстрактной «темы» и приемов выразительности (ПВ), при помощи которых тема трансформируется в реальный текст.

Тема может быть сформулирована и на естественном языке, и звучать как абстрактное высказывание на метаязыкесм. (см.).

Например, тему повести А. Конан-Дойля «Собака Баскервилей» можно сформулировать и образно в виде поговорки:

и в виде абстрактного описания:

После того как тема сформулирована, дальнейший анализ состоит в «вычитании» приемов выразительности, особых риторических фигур, взятых у Эйзенштейна или введенных самими авторами Г. п., из текста так, чтобы последовательно привести его к теме. Приемы выразительности могут быть такими:

Приведем примеры некоторых важнейших ПВ из работ Жолковского и Щеглова:

«Общей темой рассказов Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе является

Применение ПВ КОНТРАСТ придает ей несколько более конкретный вид:

«Многие предметы из окружения Холмса построены на СОВМЕЩЕНИИ все тех же тематических полюсов: окно квартиры, где живет Холмс, одновременно принадлежит уютному жилищу, защищенному от внешнего мира, и открывает вид на этот мир, где царят ненастье и хаос; газета — аксессуар домашнего уюта (газета за чашкой кофе) и источник информации о преступлениях».

ПВ ВАРЬИРОВАНИЕ (или ПРОВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗНОЕ) покажем на примере четверостишия из «Моцарта и Сальери» Пушкина (пример взят из книги Ю. М. Лотмана «Анализ поэтического текста»):

Общая (инвариантная) тема обоих полустиший:

Чрезвычайно интересными наблюдениями над поэтикой классической русской литературы мы обязаны выделению авторами Г. п. ПВ ЗАТЕМНЕНИЕ с его прототипом, известной сценой из «Героя нашего времени» Лермонтова:

Затемнение — конкретный вариант эпистемической нарративной (повествовательной) модальности (см. модальностисм., сюжетсм.), когда вначале нечто важное неизвестно, неопределенно, а когда завеса открывается, информация становится полной и, как правило, драматической. Ср. в «Войне и мире» Толстого:

Еще одно важное понятие, которое выделила Г. п., — ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР. Это коррелят понятия темы для творчества поэта, рассматриваемого как единое целое. Процедура здесь такая же, как и при анализе прозы. Формулируется основная черта поэтического мира, а затем показывается, как она развертывается в тексты при помощи ПВ.

А. К. Жолковскому удалось сформулировать общую тему (инвариант) всего творчества Пушкина. Звучит это так:

Г. п. подвергалась критике со стороны представителей традиционной структурной поэтики за схематизм и возврат к стереотипам школьной поэтики (подобный же упрек адресовали в свое время создателю генеративной лингвистики). Как правило, конкретные наблюдения авторов Г. п. оказывались и интереснее, и долговечнее их теории. Сами они в своем позднем творчестве перешли к более мягким моделям анализа, соприкоснувшись в чем-то со своим главным антагонистом в постструктурной поэтике — мотивным анализомсм. (см.).


Лит.: Жолковский А К., Щеглов Ю.К. К понятию «тема» и «поэтический мир» // Учен. зап. Тартуского ун-та. — Тарту, 1975. — Вып. 365.

Жолковский А К. Инварианты Пушкина // Там же. 1979. — Вып. 467.

Жолковский А К., Ямпольский М.Б. Бабель. — М., 1994.

Жолковский А К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. — М., 1966.

Разговоры. Евгений Брейдо беседует с Александром Жолковским


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Генеративная поэтика

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz