Детектив — жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ в. Основоположники Д.Эдгар По и Уилки Коллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место в рассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему Д. именно в ХХ в. получил такое распространение? По-видимому, главный элемент Д. как жанра заключается в наличии в нем главного героя — сыщикадетектива (как првило, частного), который раскрывает (detects) преступление. Главное содержание Д. составляет, таким образом, поиск истины. А именно понятие истины претерпело в начале ХХ в. ряд изменений. Истина в аналитической философиисм. не похожа на истину, как ее понимали представители американского прагматизмасм. или французского экзистенциализмасм. .

Соответственно в истории Д. можно выделить три разновидности. Первой хронологически был аналитический детектив, связанный непосредственно с гениальными умами Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский Д. — его особенностью было то, что действие могло и чаще всего происходило в одном месте; часто этим местом был кабинет сыщика-аналитика. Действие вообще могло быть редуцировано (ср. редукционизм логического позитивизмасм.) к аналитическим рассуждениям о методах раскрытия преступления. Главным здесь является сам механизм, позволяющий раскрыть преступление. Предельным выражением был случай, когда персонажи вместе с сыщиком оказываются в ограниченном пространствесм. (в поезде — «Восточный экспресс» Агаты Кристи, на яхте — «Смерть под парусом» Джона Ле Карре, в доме, окруженном снежным заносом, — «Чисто английское убийство» Джеймса Чейза). Тогда задача сыщика упрощается — он выбирает преступника из конечного числа индивидов.

Англия недаром страна, в которой (в стенах Кембриджа) родился логический позитивизм. В то время как Шерлок Холмс разрабатывал свой дедуктивно-аксиоматический метод, Бертран Рассел и Альфред Борт Уайтхед строили систему математической логики. Задача у детектива-аналитика и аналитического философа, в сущности, была одна и та же — построить идеальный метод, при помощи которого можно обнаружить истину. Метод здесь важнее, чем результат.

С точки зрения теории характеров (см. характерологиясм.) и логический позитивист, и сыщик-аналитик представляют собой яркий образец так называемого шизотимного, или аутистического мышлениясм. (см.). Сыщик — аутист-интроверт, погруженный в свой мир благодаря своему углубленному, но «узкому» интеллекту, во всем видящий символы, разгадывающий преступление. Как правило, этический момент в этом субжанре Д. редуцируется — в предельном случае убийцей оказывается сам сыщик, как в романе Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» (см. экстремальный опытсм.).

Второй хронологической (1920-е гг.) (и практически во всем противоположной первой) разновидностью Д. был американский «жесткий» Д. Дэшила Хэмита. Здесь все не так. Пространство очень часто меняется. Сыщик активно вовлечен в перипетии интриги, он часто действует с помощью пистолета или кулака, иногда его самого избивают до полусмерти. Убийцей в таком Д. может оказаться кто угодно, вплоть до ближайшего друга, как в романе Д. Хэмита «Стеклянный ключ». Поиск истины здесь проводится отнюдь не при помощи дедуктивных аналитических процедур и сама истина оказывается синонимом не справедливости, а хитрости, силы и ловкости ума. Это прагматический Д. Истина в прагматизме — это «организующая форма опыта» (формулировка русского философа-прагматиста А. А. Богданова). С характерологической точки зрения это эпилептоидный Д. (см. характерологиясм.) : сыщик — напряженно-агрессивный человек атлетического сложения, очень хорошо умеющий ориентироваться в конкретной обстановке.

Теперь, видя, как прочно массовая культура связана с национальным типом философской рефлексии, мы не удивимся, что в третьем (и последнем) типе классического Д. — французском — господствует идеология экзистенциализмасм. . Сыщик здесь, как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишь благодаря некоему экзистенциальному выбору, личностно-нравственному перевороту. Классический автор французского экзистенциального Д.Себастиан Жапризо, а один из лучших романов — «Дама в очках с ружьем в автомобиле». Герой экзистенциального Д. не блещет ни умом, ни кулаками. Его сила — в его душевной глубине и неординарности, в гибкости, позволяющей ему не только удержаться на поверхаости, выжить, но и разгадать загадку, которая кажется мистически непостижимой.

С характерологической точки зрения такой герой — психастеник (см. характерологиясм.), реалистический тревожный интроверт, вечно копающийся в прошлом, откуда ему и удается путем мучительных переживаний добыть истину.

В послевоенные годы жанры перемешались. А постмодернизмсм. (см.) дал свои образцы Д. — пародийного, разумеется: и аналитического («Имя розы» Умберто Эко), и экзистенциального («Маятник Фуко» того же автора), и прагматически-эпилептоидного ( «Хазарский словарь»см. Милорада Павича).

В современной массовой литературе и кино первое место у Д. отнял триллер.


Лит.:

Руднев В. Культура и детектив // Даугава. — Рига, 1988. — No 12.

Руднев В. Исследование экстремального опыта // Художествевный журнал. 1995. — No 9.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Детектив

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz