Новый роман (или «антироман») — понятие, обозначающее художественную практику французских писателей поставангардистов 1950 — 1970-х гг.

Лидер направления — французский писатель и кинорежиссер Ален Роб-Грийе. Основные представители Н. р.Натали Саррот, Мишель Бютор, Клод Симон.

Писатели Н. р. провозгласили технику повествования традиционного модернизмасм. исчерпанной (см. принципы прозысм. ХХ в.) и предприняли попытку выработать новые приемы повествования, лишенного сюжетасм. и героев в традиционном смысле. Писатели Н. р. исходили из представления об устарелости самого понятия личности как оно истолковывалось в прежней культуре — личности с ее переживаниями и трагизмом.

Основой художественной идеологии Н. р. стали «вещизм» и антитрагедийность.

На художественную практику Н. р. оказала философия французского постструктурализмасм. , прежде всего Мишель Фуко и Ролан Барт, провозгласившие «смерть автора». В определенном смысле Н. р. наследовал европейскому сюрреализмусм. с его техникой автоматизма, соединением несоединимого и важностью психоаналитических установок (см. психоанализсм.). Проза Н. р. культивирует бессознательное и, соответственно, доводит стиль потока сознания до предельного выражения.

Вот что пишет о прозе Роб-Грийе французский писатель и философ Морис Бланшо:

А вот что пишет о творчестве Роб-Грийе Ролан Барт:

Приведем фрагмент одного из романов Роб-Грийе «Проект революции в Нью- Йорке»:

С той же невозмутимостью далее описываются чудовищные пытки, которые проделываются над девушкой, потом эта же сцена повторяется, варьируясь, много раз, так что уже непонятно, та же это девушка или другая и кто ее мучители. Все это позволяет говорить о серийности (см. серийное мышлениесм.) повествовательных элементов у Роб-Грийе.

Вот что об этом пишет русский философ Михаил Рыклин:

Роб-Грийе сам сформулировал основные правила своего метода так: хороший герой — тот, у которого есть двойник; хороший сюжет — максимально двусмысленный; в книге тем больше истинности, чем больше в ней противоречий».

Н. р. — последняя предпостмодернистская попытка жестко организованной технически прозы, и хотя бы этим он родственен традиционному модернизму. Постмодернизм отказался и от технической сложности.


Лит.: Бланшо М. Роман о прозрачности // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. — М., 1996.

Барт Р. Школы Роб-Грийе не существует // Там же.

Рыклин М. Революция на обоях // Там же.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Новый роман

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz