Семиосфера (см. также семиотикасм.) — понятие, разработанное в семиотической культурологии Ю. М. Лотмана.

С. — это семиотическое пространство, по своему объекту, в сущности, равное культуре; С. — необходимая предпосылка языковой коммуникации.

Устройство, состоящее из отправителя, адресата и канала информации, само по себе еще не будет работать. Для этого оно должно быть погружено в семиотическое пространство. То есть участники коммуникации должны иметь предшествующий семиотический культурный опыт.

В этом отношении язык — сгусток семиотического пространства с размытыми границами семиотической реальностисм. . Границы размыты потому, что нечто, являющееся сообщением для одного, не является таковым для другого (например, не знающего язык, на котором передается сообщение).

Обязательными законами построения С. являются бинарность (см. бинарная оппозициясм.) и асимметрия (см. функциональная асимметрия полушарий головного мозгасм.).

С. отличается также неоднородностью. Заполняющие семиотическое пространство языки, различные по своей природе, относятся друг к другу в диапазоне от полной взаимной переводимости до столь же полной взаимной непереводимости.

При этом разные семиотические языки имеют разные периоды жизни: язык моды, например, гораздо короче, чем литературный язык.

Метафорически определяя С., Ю. М. Лотман пишет:

По сути, все это совпадает с нашим пониманием реальностисм. (см.). Лотман не сделал решающего шага и не отождествил культуру с реальностью. Для него характерно противопоставление культуры и природы. Но ведь и природа является частью культуры, потому что мы можем именовать предметы природы и тем самым различать их лишь благодаря тому, что у нас есть язык (см. гипотеза лингвистической относительностисм.). Скорее, внутри С. можно условно разделить понятия культуры и природы, реальности и текстасм. , сознавая при этом прагматическую текучесть границ между ними.

Лотман оставался в рамках классической схемы структуралистского метаязыкасм. . Тот шаг, о котором мы сказали, после него сделали представители философского постструктурализмасм. и постмодернизмасм. . Конечно, Лотман понимал, что реальность, так же как и С., имеет много разных несводимых друг к другу «форм жизни» (выражение Людвига Витгенштейна), то есть языковых игрсм. (см.), или, как сейчас говорят, речевых действий (см. теория речевых актовсм.).

В сущности, С. Лотмана в определенном смысле то же самое, что биосфера Вернадского, только взятое под другим прагматическим углом зрения (см. прагматикасм.).


Лит.:

Лотман Ю.М. Семиотическое пространство // Лотман Ю.И.

Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История. — М., 1996.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Семиосфера

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz