Семиотика — наука о знаковых системах,
одна из специфических междисциплинарных наук ХХ века наряду с кибернетикой,
структурной поэтикой
, культурологией, виртуалистикой (см. виртуальные
реальности
).
В основе С. лежит понятие знака
(см.) — минимальной единицы знаковой системы, или языка, несущей
информацию.
Основные принципы С. сформулировал
еще в ХIХ в. американский философ Чарльз Сандерс
Пирс. В ХХ в. семиотика приняла лингвистический уклон
под влиянием идей основателя структурной лингвистики
Ф. де Соссюра и основателя
датского лингвистического структурализма Луи Ельмслева (см. структурная
лингвистика
)
и философский уклон под влиянием идей американского философа Чарльза
Морриса.
В 1960 — 1970-е гг. образовалось две школы С. — французская (Клод Леви-Строс, Альгирдас Греймас, Цветан Тодоров, Ролан Барт, Юлия Кристева) и так называемая тартуско-московская (Ю. М. Лотман, З. Г. Минц, И. А. Чернов — Тарту; В. Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Б. А. Успенский, И. И. Ревзин — Москва).
В качестве простейшей знаковой системы обычно приводят систему дорожной сигнализации — светофор. Этот язык имеет всего три знака: красный, означающий «Остановиться!», зеленый — «Можно ехать!» и желтый — «Приготовиться к движению (или к остановке)!».
Ч. Моррис выделил три раздела
С. — синтактику (или синтаксис), изучающую
соотношения знаков друг с другом; семантику, изучающую отношение между
знаком и его смыслом
(см.); и прагматику
, изучающую отношения знаков с их отправителями, получателями и
контекстом знаковой деятельности.
Объясним три раздела С. на примере того же светофора. Синтаксис и семантика здесь очень простые, всего четыре комбинации:
синтаксис |
семантика |
1. красный + желтый | стоять + приготовиться к движению |
2. желтый + зеленый | приготовиться к движению + ехать |
3. зеленый + желтый | ехать + приготовиться к остановке |
4. желтый + красный | приготовиться к остановке + остановиться |
Прагматика светофора тоже проста. Светофор адресуется двум категориям
лиц — автомобилистам и пешеходам. Для каждой из этих групп каждая конфигурация
из четырех перечисленных имеет противоположное значение, то есть когда
водитель видит последовательность «желтый + зеленый», пешеход, находясь
перпевдикулярно к светофору, одновременно видит последовательность «желтый+
красный» и т. п. Прагматика тесно связана с теорией
речевых актов
(см.) Каждый знак светофора представляет собой не слово, а команду-предписание,
то есть речевой акт. Если пешеход остановился перед красным светом, значит,
речевой акт со стороны светофора успешен, если пешеход идет на красный
свет — речевой акт не успешен.
Наиболее фундаментальной и универсальной знаковой системой является
естественный язык, поэтому структурная лингвистика
и С. естественного языка — это
синонимы.
Однако в ХХ в. С. стала супердисциплиной
(во всяком случае, в 1960-е гг. претендовала на зто). Поскольку огромное
количество слоев культуры можно рассматривать как язык, знаковую систему,
то появилась С. литературы, карточной
игры, шахмат, рекламы; биосемиотика кино
, живописи, музыки, моды, человеческого поведения, культуры, стиха.
С. стиха, например, занималась проблемой
соотношения метра (см. система стиха)
и смысла
. Так, американский русист Кирил Тарановский
показал, что у стихотворного размера есть свои семантические традиции.
5-стопный хорей Лермонтова «Выхожу
один я на дорогу» стал образцом для дальнейших стихотворных опытов с этим
размером, реализующих « динамический мотив пути, противопоставленный статическому
мотиву жизни» ( от «Вот бреду я вдоль большой дороги...» Тютчева»
до «Гул затих. Я вышел на подмостки...» Пастернака).
Потом другими исследователями были показаны семантические ореолы других
размеров. У Пушкина, например,
4-стопный хорей связан с темой смерти и тревоги («Мне не спится, нет огня...»,
«Ворон к ворону летит...», «Полно мне скакать в телеге...», «Буря мглою
небо кроет...» и другие ), у Давида Самойлова,
который был не только замечательным поэтом, но и талантливым исследователем
стиха, 3-стопный ямб связан с темой прошлого, переходящего в будущее («Давай
поедем в город...», «Не оставляйте писем...», «То осень птицы легче...»,
поэма «Последние каникулы»; а 4-стопный ямб — с темой тщеты и утраты («Утраченное
мне дороже...», -- «Не торопи пережитого...», «Химера самосохраненья...»,
«Сороковые-роковые...» и другие тексты).
Большую роль в развитии отечественной С. сыграли исследования Ю. М. Лотмана, посвященные С. русского быта ХVIII и ХIХ вв. и С. русской литературы ХIХ в. Вот как он, например, интерпретирует «школьный конфликт» в романе Пушкина «Евгений Онегин» между Татьяной, Онегиным и Ленским. По мнению Ю. М. Лотмана, эти персонажи не понимали друг друга потому, что они использовали разные культурные знаковые системы: Онегин был ориентирован на английский байронический романтизм с его культом разочарованности в жизни и трагизмом, Ленский — на немецкий романтизм с его восторженностью и ученостью, а Татьяна, с одной стороны, на английский сентиментализм с его чувствительностью, порядочностью и «хорошими концами», а с другой — на русскую народную культуру (поэтому она из всех трех оказалась наиболее гибкой).
Ю. М. Лотман показал тогда еще очень темной русско-эстонской студенческой аудитории (дело было в разгар застоя) С. балов и дуэлей, орденов и женских туалетов, жизни в столице и жизни в провинции. Сейчас все его исследования получили широкое признание, выходящее далеко за рамки истории культуры.
С. тесно связана с логикой, в частности
с логической семантикой
Г. Фреге, Л.
Витгенштейна, Б. Рассела,
Р. Карнапа, с аналитической
философией
в целом, поскольку последняя занималась прежде всего интерпретацией
языка, с философией вымысла
, семантикой возможиых миров
, структурной
и генеративной
поэтикой, с исследованием виртуальных реальностей
, с поэтикой постмодернизма
(См.).
Лит.: | Труды по знаковым системам, (Учен. зап. Тартуского
ун-та).Тарту, 1965-1983.- Вып. 2-20.
Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. — М., 1983. Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. — М., 1976. Степанов Ю.С. Семиотика. — М., 1972. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970. Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 т.- Т. 1. — Таллинн, 1992.- Т.1. Лотман Ю.М. Роман в стихах А. С. Пушкине «Евгений Онегин»: Пособие для слушателей спецкурса — Тарту, 1976. |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Семиотика |