Символизм — первое литературно-художественное направление европейского модернизмасм. , возникшее в конце ХIХ в. во Франции в связи с кризисом позитивистской художественной идеологии натурализма. Основы эстетики С. заложили Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. С. был связан с современными ему идеалистическими философскими течениями, основу которых составляло представление о двух мирах — кажущемся мире повседневной реальностисм. и трансцендентном мире истинных ценностей (ср. абсолютный идеализмсм.). В соответствии с этим С. занимается поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Здесь наиболее действенным орудием творчества оказывается поэтический символ, позволяющий прорваться сквозь пелену повседневности к трансцендентной Красоте.

Наиболее общая доктрина С. заключалась в том, что искусство является интуитивным постижением мирового единства через обнаружение символических аналогий между земным и травсцендентным мирами (ср. семантика возможных мировсм.).

Таким образом, философская идеология С. — это всегда платонизм в широком смысле, двоемирие, а эстетическая идеология — панэстетизм (ср. «Портрет Дориана Грея»см. Оскара Уайльда).

Русский С. начался на рубеже веков, впитав философию русского мыслителя и поэта Владимира Сергеевича Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Красоте, которая спасет мир (эта мифологема взята из романа Достоевского «Идиот»).

Русские символисты традиционно делятся на «старших» и «младших».

Старшие — их также называли декадентами — Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, Ж?. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб — отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма.

Младшие символисты — Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский — помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.

Для русского С. особенно характерен феномен жизнестроительства(см. биографиясм.), стирания границ между текстом и реальностью, проживания жизни как текста. Символисты были первыми в русской культуре, кто построил концепцию интертекстасм. . В их творчестве представление о Тексте с большой буквы вообще играет определяющую роль.

С. не воспринимал текст как отображение реальности. Для него дело обстояло противоположным образом. Свойства художественного текста приписывались ими самой реальности. Мир представал как иерархия текстов. Стремясь воссоздать располагающийся на вершине мира Текст- Мифсм. , символисты осмысляют этот Текст как глобальный миф о мире. Такая иерархия миров-текстов создавалась при помощи поэтики цитат и реминисценций, то есть поэтики неомифологизмасм. , также впервые примененной в русской культуре символистами.

Мы покажем кратко особенности русского С. на примере поэзии его выдающегося представителя Александра Александровича Блока.

Блок пришел в литературу под непосредственным влиянием произведений Владимира Соловьева. Его ранние «Стихи о Прекрасной Даме» непосредственно отражают идеологию соловьевски окрашенного двоемирия, поисков женского идеала, которого невозможно достичь. Героиня ранних блоковских стихов, спроецированная на образ жены поэта Любови Дмитриевны Менделеевой, предстает в виде смутного облика Вечной Женственности, Царевны, Невесты, Девы. Любовь поэта к Прекрасной Даме не только платонична и окрашена чертами средневековой куртуазности, что в наибольшей степени проявилось в драме «Роза и Крест», но она является чем-то большим, чем просто любовь в обыденном смыслесм. — это некое мистическое искательство Божества под покровом эротического начала.

Поскольку мир удвоен, то облик Прекрасной Дамы можно искать лишь в соответствиях и аналогиях, которые предоставляет символистская идеология. Сам облик Прекрасной Дамы если и видится, то непонятно, подлинный ли это облик или ложный, а если подлинный, то не изменится ли он под влиянием пошлой атмосферы земного восприятия — и это для поэта самое страшное:

В сущности, именно так и происходит в дальнейшем развитии лирики Блока. Но прежде несколько слов о композиционной структуре его поэзии в целом. В зрелые годы поэт разделил весь корпус своих стихов на три тома. Это было нечто вроде гегелевской триады — тезис, антитезис, синтез. Тезисом был первый том — «Стихи о Прекрасной Даме». Антитезисом — второй. Это инобытие героини, спустившейся на землю и готовой вот-вот «изменить облик».

Она является среди пошлой ресторанной суеты в виде прекрасной Незнакомки.

В дальнейшем происходит наихудшее — поэт разочаровывается в самой идее платонической любви — поиске идеала. Особенно это видно в стихотворении «Над озером» из цикла «Вольные мысли». Поэт стоит на кладбище над вечерним озером и видит прекрасную девушку, которая, как обычно, кажется ему прекрасной незнакомкой, Теклой, как он ее называет. Она совсем одна, но вот навстречу ей идет какой-то пошлый офицер «с вихляющимся задом и ногами, / Завернутыми в трубочки штанов». Поэт уверен, что незнакомка прогонит пошляка, но оказывается, что это просто ее муж:

Итак, Текла превращается в Феклу и на этом, в сущности, кончается негативная часть отрезвления поэта от соловьевского мистицизма. Последний комплекс его лирики — это «Кармен», а последнее расставание с «бывшей» Прекрасной Дамой — поэма «Соловьиный сад». Затем следует катастрофа — череда революций, на которую Блок отвечает гениальной поэмой «Двенадцать», одновременно являющейся апофеозом и концом русского С. Блок умирает в 1921 году, когда его наследники, представители русского акмеизмасм. (см.), заговорили о себе уже в полный голос.


Лит.: Гинзбург Л. О лирике. — Л., 1974.

Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. — Л., 1975.

Мияц 3. Г. Лирика Александра Блока. Вып. I — IV.- Тарту,

1964 — 1969.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Символизм

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz