Концептуализм = направление в искусстве, прозе и поэзии последних двадцати лет советского строя, возникшее как эстетическая реакция на Lзрелый¦ социалистический реализм, на искусство застоя и его реальность.

Концепт = это затертый до дыр советский текст или лозунг, речевое или визуальное клише. С этим материалом и работали представители русского К., бывшие одновременно представителями авангардного искусствасм. и примыкающие к европейскому постмодернизмусм. своей поэтикой Lвсеядности¦, игрой на явных цитатах, вышедшем на поверхность интертекстасм. .

Русские концептуалисты стали быстро известны в Европе. Слава в отечестве пришла к ним лишь вместе с перестройкой. Художникиконцептуалисты Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Виталй Комар и Александр Меламед (выступающие в соавторстве) сегодня признанные во всем мире художники.

В основе искусства К. лежит наложение двух языков = затертого совкового языка-объекта и авангардного метаязыкасм. , описывающего этот совковый язык-реальность. Так, одна из известных картин Булатова представляет собой огромные алые буквы лозунга LСлава КПСС!¦ на фоне голубого неба с облаками.

Вот что пишет об этом современный художественный критик Екатерина Деготь: LИменно таким образом строятся многие картины Эрика Булатова: в них два слоя = реальное, подчеркнуто реальное пространство и пересекающий его, закрывающий свет социально окрашенный знак или текст¦.

По-иному построено искусство Ильи Кабакова. Его картины = это надписи на бумаге, каллиграфические буквы, каталогизированные фотографии, обрывки фраз. LСтиль, в котором работает этот герой = автор картин и альбомов Кабакова, пишет Екатерина Деготь, можно назвать Lканцелярским примитивом¦. Одна из излюбленных идей бюрократического сознания, с которым художник отождествляет себя, = навязчивая инвентаризация, списки и таблицы¦.

Подобно поэтам школы ОБЭРИУсм. , наследниками которых отчасти являются представители русского К., Кабаков в советское время работал детским художником, оформляя книги.

Проза русского концептуализма знает лишь одного представителя, ставшего писателем с международной известностью. Это Владимир Сорокин. Его творчество характерно своей амбивалентностью = с одной стороны, явный и острый авангард, с другой = тесная связь с поэтикой постмодернизма. Мы остановимся на чисто концептуалистских текстах Сорокина. Чаще всего его рассказы строятся по одной и той же схеме. Вначале идет обыкновенный, слегка излишне сочный пародийный соцартовский текст: повествование об охоте, комсомольском собрании, заседании парткома = но вдруг совершенно неожиданно и немотивированво происходит прагматический прорыв (см. прагматикасм.) в нечто ужасное и страшное, что и есть, по Сорокину, настоящая реальность. Как будто Буратино проткнул своим носом холст с нарисованным очагом, но обнаружил там не дверцу, а примерно то, что показывают в современных фильмах ужасов.

Так, в рассказе LПроездом¦ столичный партийный начальник после обычных разговоров в провинциальном парткоме вдруг залезает на письменный стол и справляет на нем большую нужду, а потом как ни в чем не бывало продолжает прерванный разговор. В рассказе LДеловое предложение¦ комсомольское собрание заканчивается тем, что двое комсомольцев, оставшись одни, нежно целуются = оказывается, они гомосексуалисты. В рассказе LСвободный урок¦ завуч начинает с того, что ругает у себя в кабинете пятиклассника за то, что он заглядывает девочкам под юбки, а кончает тем, что в педагогических целях демонстрирует перепуганному школьнику свои гениталии. Безусловно, поэтика Сорокина связана с мощным преломлением психоанализасм. с его соотношением поверхностного слоя сознания и глубинного бессознательногосм. , принципа реальности принципа удовольствия.

Наибольшей популярностью последние годы пользуются такие поэты русского К., как Д. И. Пирогов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров.

Пригов строит свои тексты на образе тупого и самодовольного советского обывателя, рассуждающего о политике и бытии (сам Пригов называет эту риторику Lновой искренностью¦), некоего нового Козьмы Пруткова, предтечи обэриутов.

Здесь явно, кроме Пруткова, видится и капитан Лебядкин из LБесов¦ Достоевского, другой предтеча обэриутов.

А вот рассуждение на тему метафизики советской экономики, дискурс на тему текст и реальность:

Иногда тексты Пригова строятся как интертекст, как, например, следующая макабрическая вариация на тему стихотворения Сергея Есенина LСобаке Качалова¦:

Наиболее утонченный вариант поэтики К. представляет собой поэзия Льва Рубинштейна = Lстихи на карточках¦. Действительно, исполняя на эстраде свои стихи, Рубинштейн держит в руках стопку библиографических карточек, на каждой из которых написана одна строка или фраза или вообще ничего не написано.

Применительно к поэзии Рубинштейна наиболее остро встает вопрос о том, является ли русский К. течением модернизмасм. или целиком авангардным искусствомсм. . Как будто, на первый взгляд, очевидно последнее. Активная прагматика, воздействие на читателя необычным приемом. Но воздействие это мягкое. В том же, что касается содержания и формы стихов Рубинштейна, то в них создается оригинальная поэтика и стилистика (а это уже черта модернизма, связанная = в отличие от поэтики Пригова= с образом русского интеллигентского сознания, вернее, с образом его голоса). Голоса обрываются, перекликаются, и создается теплый интимный мир, вернее, множество пересекающихся миров, связанных с переживанием детства, философских проблем, рефлексией над тем, что такое текст. Ясно, стоит только послушать Рубинштейна, что его философия = это семантика возможных мировсм. , представление о пересекающихся альтернативных голосах- событияхсм. -ситуациях. Послушаем:

Другой фрагмент. Стихотворение называется LПоявление героя¦. Линии между строками символизируют границы между карточками.

Среди более молодых представителей русского поэтического К. выделяется Тимур Кибиров, творчество которого полностью не укладывается в рамки К. как ортодоксального эстетического явления.

Наиболее известные его стихи = это, пожалуй, пародия уже на сам К. Таков, например, цикл, посвященный последнему советскому генсеку Константину Устиновичу Черненко, любимому герою Кибирова, очевидно воспринимающему Черненко как мифологического трикстера, посредника между смертью и жизнью (смертью старого времени и рождением нового). Послушаем фрагмент стихотворения, заключительного в этом цикле. Оно называется LРЕЧЬ товарища К. У. ЧЕРНЕНКО НА ЮБИЛЕЙНОМ ПЛЕНУМЕ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР 25 СЕНТЯБРЯ 1984 г.¦:

Этой веселой литературной кадрилью-карнавализацией мы закончим наш очерк о русском К.


Лит.: Личное дело Э: Литературно-художественный альманах. = М., 1991.


В.Руднев LСловарь культуры ХХ в.¦
Концептуализм

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz