Авангардное искусство. В системе
эстетических ценностей культуры ХХ в., ориентированных на новаторское понимание
того, как следует писать и жить, необходимо различать два противоположных
принципа — модернизм
(см.) и А. и. В отличие от модернистского
искусства, которое ориентируется на новаторство в области формы и содержания
(синтаксиса и семантики — см. семиотика
),
А. и. прежде всего строит системы новаторских
ценностей в области прагматики
(см.). Авангардист не может, подобно модернисту, запереться в кабинете
и писать в стол; самый смысл его эстетической позиции — в активном и агрессивном
воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж — без этого А.
и. невозможно.
Вот что пишет об этом русский филолог и семиотик М.
И. Шапир, обосновавший прагматическую концепцию А.
и.: «[...] в авангардном искусстве прагматика
выходит на передний план. Главным становится действенность искусства
— оно призвано поразить, растормошить, вызвать активную реакцию у человека
со стороны При этом желательно, чтобы реакция была немедленной, мгновенной,
исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формы и содержания.
Нужно, чтобы реакция успевала возникнуть и закрепиться до их глубокого
постижения, чтобы она, насколько получится, этому постижению помешала,
сделала его возможно более трудным. Непонимание, полное или частичное,
органически входит в замысел авангардиста и превращает адресата из субъекта
восприятия в объект, в эстетическую вещь, которой любуется ее создатель-художник»
(здесь и ниже в цитатах выделения принадлежат М.
И. Шапиру. — В.Р.).
И далее: «Самое существенное в авангарде — его необычность, броскость. Но это меньше всего необычность формы и содержания: они важны лишь постольку, поскольку «зачем» влияет на «что» и «как». Авангард прежде всего -. необычное прагматическое задание, непривычное поведение субъекта и объекта. Авангард не создал новой поэтики и своей поэтики не имеет; но зато он создал свою новую риторику: неклассическую, «неаристотелевскую» систему средств воздействия на читателя, зрителя или слушателя. Эти средства основаны на нарушении «прагматических правил»: в авангарде субъект и объект творчества то и дело перестают выполнять свое прямое назначение. Если классическая риторика — это использование эстетических приемов во внеэстетических целях, то новая риторика — это создание квазиэстетических объектов и квазиэстетических ситуаций. Крайние точки зрения явления таковы: либо неэстетический объект выступает в эстетической функции (так, МарсельДюшан вместо скульптуры установил на постаменте писсуар), либо эстетический объект выступает в неэстетической функции (так, Дмитрий Александрович Пригов хоронит в бумажных «гробиках» сотни своих стихов). Потому-то и действенны несуществующие (виртуальные) эстетические объекты, что весь упор сделан на внеэстетическое воздействие: поражает и ошарашивает публику уже самое отсутствие искусства (такова, к примеру, «Поэма конца» Василиска Гнедова, весь текст которой состоит из заглавия и чистой страницы). Все дело в умелой организации быта: достаточно нацепить вместо галстука морковку или нарисовать на щеке собачку».
Говоря об искусстве ХХ в., следует четко различать, когда это возможно,
явления модернизма и А. и. Так, ясно,
что наиболее явными направлениями А. и.
ХХ в. являются футуризм, сюрреализм
, дадизм (дадаизм?). Наиболее явные направления модернизма — постимпрессионизм,
символизм
,
акмеизм
. Но, уже говоря об ОБЭРИУ
, трудно определить однозначно принадлежность этого направления
к модернизму или к А. и. Это было одно
из сложнейших эстетических явлений ХХ в. Условно говоря, из двух лидеров
обэриутов балагур и чудесник Даниил Хармс
тяготел к А. и., а поэт-философ, авторитет
бессмыслицы» Александр Введенский
— к модернизму. В целом характерно, что когда обэриуты устроили вечер в
своем театре «Радикс», скандал у них не получился, за что их упрекнул,
выйдя на сцену, опытный «скандалист» Виктор Борисович
Шкловский. По-видимому, в 1930-х гг. между А.
и. и модернизмом наметилась определенная конвергенция, которая
потом, после войны, отчетливо проявилась в искусстве постмодернизма
, в котором и модернизм и А. и.
играют свою роль (см. концептуализм
).
С точки зрения характерологии (см.) типичный
модернист и типичный авангардист представляли собой совершенно различные
характерологические радикалы. Вот типичные модернисты: сухопарый длинный
Джойс, изнеженный Пруст;
маленький, худой, как будто навек испуганный, Франц
Кафка; длинные, худые Шостакович
и Прокофьев; сухой маленький Игорь
Стравинский. Все это шизоиды-аутисты (см. аутистическое
мышление),
замкнутые в своем эстетическом мире. Невозможно их представить на площади
или на эстраде эпатирующими публику. У них для этого нет даже внешних данных.
А вот авангардисты. Агрессивный, с громовым голосом, атлет Маяковский,
так же атлетически сложенный, «съевший собаку» на различного рода скандалах
Луис Бунюэль(тоже, впрочем, фигура
сложная — в юности ярый авангардист, в старости — представитель изысканного
постмодернизма); самовлюбленный до паранойи и при этом рассчитывающий каждый
свой шаг Сальвадор Дали. Для каждого
из этих характеров два признака составляют их авангардистскую суть — агрессивность
и авторитарность. Как же иначе осуществлять свою нелегкую задачу активного
воздействия на публику? Это свойства эпилептоидов и полифонических мозаиков
(см. характерология).
Лит.: | Шапир М. Что такое авангард?// Даугава. 1990.
— No 3.
Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу европейской культуры. — М., 1993. |
![]() |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Авангардное искусство |