Поток сознания — в литературе модернизмасм. ХХ в. стиль, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности, оборванности синтаксиса. Понятие П. с. принадлежит американскому философу, одному из основателей прагматизмасм. Уильяму Джеймсу. Он считал, что сознание подобно потоку или ручью, в котором мысли, ощущения, переживания, ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо переплетаются подобно тому, как это происходит в сновидении (см. также психоанализсм.).

П. с. предстюляет собой форму, имитирующую устную речь (см. лингвистика устной речисм.), внутренний монолог (ср. индивидуальный языксм.).

У истоков стиля П. с. были Ф. М. Достоевский («Кроткая») и Л. Н. Толстой. Предсмертный монолог Анны Карениной, находящейся в измененном состоянии сознаниясм. под влиянием постоянного употребления морфия, представляет собой несомненный П. с.: «Всем нам хочется сладкого, вкусного. Нет конфет, то грязного мороженого. И Кити так же: не Вронский, то Левин. И она завидует мне. И ненавидит меня. И все мы ненавидим друг друга. Я Кити, Кити меня. Вот это правда. Тютькин, соiffeur.. Je me fais coiffer par Тютькин... [парикмахер. Я причесываюсь у Тютькина... (фр.) — прим. Л. Толстого — В.Р.] Я это скажу ему, когда он приедет [...]

В начале ХХ в. первыми и главными представителями стиля П. с. были, несомненно, Джеймс Джойс и Марсель Пруст.

Фактически весь роман «Улисс» представляет собой несколько П. с., организованных как интертекстсм. , когда речь идет о Блуме и Дедале, и чистое сознание- бессознательноесм. , когда речь идет о Молли. Приводим заключительный фрагмент знаменитого финального монолога Молли.

В отличие от Джойса П. с. у Пруста носит более аналитический характер, он в меньшей степени стремится передавать внутренний монолог с его нелинейностью и элиптичностью. Да и философской основой П. с. у Пруста был не Джеймс, а Анри Бергсон с его учением о внутреннем времени сознания как постоянного «дления». Приводим фрагмент из романа «По направлению к Свану» первого из цикла романов «В поисках утраченного времени»:

Более умеренно использовали П. с. другие писатели ХХ в. — в их числе Уильям Фолкнер и даже Томас Манн (внутренний монолог просыпающегося Гете в романе «Лотта в Веймаре», монолог менеджера Саула Фительберга, пришедшего соблазнить Леверкюна прелестями концертной деятельности в романе «Доктор Фаустус»см..

Вся первая часть романа Фолкнера «Шум и ярость»см. построена как регистрация сознанием идиота Бенджи Компсона всего подряд, что он слышит и видит, это был по тем временам сугубо экспериментальный П. с. — поток «редуцированного сознания»:

П. с. использовала также проза нового романасм. (см.). Замечательные образцы интертекстового П. с. находим в прозе Саши Соколова, в частности в его «Школе дли дураков»см. (см. также пример в статье интертекстсм.).

П. с. был несомненно связан с достижениями в психологии, с психоанализомсм. , утверждавшим важность свободных ассоциаций (ср. также парасемантикасм.). Но лингвистически соответствующие явления были осмыслены лишь в 1970-е гг. (см. лингвнстика устной речисм., изменениые состояния сознанииясм.).



В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Поток сознания

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz