«Школа для дурако» — роман русского
писателя-эмигранта Саши Соколова
(1974), один из самых сложных текстов русского
модернизма
и в то же время одно из самых теплых, проникновенных произведений
ХХ в. В этом смысле «Ш. д.» напоминает
фильм Андрея Тарковского «Зеркало»
(см.) — та же сложность художественного языка, та же автобиографическая
подоплека, те же российские надполитические философские обобщения.
Сюжет
«Ш. д.» почти невозможно пересказать,
так как, во-первых, в нем заложена нелинейная концепция времени
-памяти (так же как и в «Зеркале» Тарковского)
и, во-вторых, потому, что он построен не по сквозному драматическому принципу,
а по «номерному». Это музыкальный термин; по номерному принципу строились
оратории и оперы в ХVII — ХVIII вв.: арии, дуэты, хоры, речитативы, интермедии,
а сквозное действие видится сквозь музыку — музыка важнее. Вот и в «Ш.
д.» — «музыка важнее». Между сюжетом и стилем здесь не проложить
и лезвия бритвы (позднее сам Соколов
назвал подобный жанр «проэзией»).
Музыкальность, между тем, задана уже в самом заглавии: «школами» назывались
сборники этюдов для начинающих музыкантов («для дураков»). Но в русской
культуре Иванушка-дурачок, как известно, оказывается умнее всех, поэтому
название прочитывается еще как «школа высшего мастерства для прозаиков»,
какой она и является. Другой смысл
названия, вещный — это, конечно, метафора «задуренной большевиками»
России.
В центре повествования рассказ мальчика с раздвоенным сознанием, если
называть вещи своими именами — шизофреника (см. шизофрения).
Между тем за исключением того факта, что с определенного времени герой
считает, что их двое, и порой не отличает иллюзию, собственную мечту от
реальности
, в остальном это удивительно симпатичный герой редкой духовности
и внутренней теплоты и доброты.
Действие «Ш. д.» перескакивает с
дачи, где герой живет «в доме отца своего», прокурора, фигуры крайне непривлекательной
(ср. Эдипов комплекс),
в город, в школу для слабоумных. Герой влюблен в учительницу Вету Аркадьевну.
У него есть также любимый наставник Павел (Савл) Петрович Норвегов, учитель
географии, влюбленный, в свою очередь, в ученицу спецшколы Розу Ветрову.
Впрочем, реальность этих «женских персонажей» достаточно сомнительна, так
как Вета Аркадьевна Акатова в сознании героя легко превращается в «ветку
акации», а последняя — в железнодорожную ветку, по которой едут поезда
и электрички из города на дачу. А Роза Ветрова тоже легко «географизируется»
в «розу ветров» — профессиональный символ учителя Норвегова, любимца всех
учеников, разоблачителя всякой фальши и неправды, за что его ненавидят
другие учителя и директор Перилло.
В центре сюжета-стиля три узла: влюбленность героя в учительницу и связанные с этим внутренние переживания и эпизоды, например явно виртуальное сватовство у отца учительницы, репрессированного и реабилитированного академика Акатова; превращение героя в двоих, после того как он сорвал речную лилию «нимфея альба» (Нимфея становится с тех пор его именем); alter ego Нимфеи выступает как соперник в его любви к Вете Аркадьевне; наконец, история увольнения «по щучьему велению» и странная смерть учителя Норвегова, о которой он сам рассказывает своим ученикам, пришедшим навестить его на даче.
Все остальное в «Ш. д.» — это, скажем так, безумная любовь автора к русскому языку, любовь страстная и взаимная.
«Ш. д.» предпосланы три эпиграфа, каждый из которых содержит ключ к сюжетно-стилистическому содержанию романа.
Первый эпиграф из «Деяния Апостолов»: «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних ?».
Сюжетно этот эпиграф связан с фигурой Павла (Савла) Петровича, обличителя школьной неправды и фальши, которого за это уволили «по щучьему». Стилистически эпиграф связан со стихией «плетения словес», стиля, господствующего в русской литературе ХVI в., с характерными нанизываниями однородных словосочетаний, что так характерно для «Ш. д.» . Сравним:
«Опиши челюсть крокодила, язык колибри, колокольню Новодевичьего монастыря, опиши стебель черемухи, излучину Леты, хвост любой поселковой собаки, ночь любви, миражи над горячим асфальтом [...] преврати дождь в град, день — в ночь, хлеб наш насущный дай нам днесь, гласный звук сделай шипящим».
А вот фрагмент знаменитого «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого (орфография упрощена):
«Старец чюдный, добродетлми всякыми украшень, тихый, кроткый нрав имея,
и смиренный добронравный, приветливый и благоуветливый, утешительный, сладкогласный
и целомудренный, благоговейный и нищелюбивый, иже есть отцамь отець и учителем
учитель, наказатель вождем, пастыремъ пастырь, постникам хвала, мльчальникам
удобрение, иереам красота» (ср. также измененные
состояния сознания).
Второй эпиграф представляет собой группу глаголов-исключений, зарифмованных для лучшего запоминания:
гнать, держать, бежать, обидеть,
слышать, видеть и вертеть, и дышать
и ненавидеть, и зависеть и терпеть.
Сюжетно этот эпиграф связан с нелегкой жизнью ученика спецшколы — в
нем как бы заанаграммирован весь его мир. В стилистическом плане этот стишок
актуализирует мощную стихию детского фольклора — считалок, прибауток, переделанных
слов, без понимания важности этой речевой стихии не понять «Ш.
д.» . Весь художественный мир романа состоит из осколков речевых
актов, жанров, игр (см. теория речевых актов,
прагматика
,
языковая игра
),
он похож на изображенный в романе поезд, олицетворяющий поруганную и оболганную
Россию:
«Наконец поезд выходит из тупика и движется по перегонам России. Он составлен из проверенных комиссиями вагонов, из чистых и бранных слов, кусочков чьих-то сердечных болей, памятных замет, деловых записок, бездельных графических упражнений, из смеха и клятв, из воплей и слез, из крови и мела [...] из добрых побуждений и розовых мечтаний, из хамства, нежности, тупости и холуйства. Поезд идет [...] и вся Россия, выходя на проветренные перроны, смотрит ему в глаза и читает начертанное — мимолетную книгу собственной жизни, книгу бестолковую, бездарную, скучную, созданную руками некомпетентных комиссий и жалких оглупленных людей».
Третий эпиграф: «То же имя, тот же облик» — взят из новеллы Эдгара По
«Вильям Вильсон», в которой героя преследовал его двойник, и когда герою
наконец удалось убить двойника, оказалось, что он убил самого себя. Здесь
также важен не названный, но присутствующий в романе как элемент интертекста
рассказ Эдгара По «Правда о случившемся с мистером Вольдемаром»,
где человек от первого лица свидетельствует о собственной смерти, так же
как учитель Норвегов с досадой рассказывает ребятишкам, что он, по всей
вероятности, умер «к чертовой матери».
Центральный эпизод «Ш. д.» — когда мальчик срывает речную лилию и становится раздвоенным. Срывание цветка — известный культурный субститут дефлорации. Смысл этой сцены в том, что герой не должен был нарушать «эйдетическую экологию» своего мира, в котором каждая реализация несет разрушение. В то же время это сумасшествие героя становится аналогом обряда инициации, посвящения в поэты, писатели. Именно после этого Нимфея видит и слышит, подобно Пушкин скому пророку, то, чего не видят и не слышат другие люди:
«Я слышал, как на газонах росла нестриженая трава, как во дворах скрипели детские коляски, гремели крышки мусоропроводных баков, как в подъезде лязгали двери лифтовых шахт и в школьном дворе ученики первой смены бежали укрепляющий кросс: ветер доносил биение их сердец [...]. Я слышал поцелуи и шепот, и душное дыхание незнакомых мне женщин и мужчин».
Ср.:
Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. («Пророк» А.С. Пушкин) |
С точки зрения здравого смысла в романе так ничего и не происходит,
потому что время в нем движется то вперед, то назад, как в серийном универсуме
Дж. У. Данна (см. серийное
мышление,
время). «Почему, — размышляет сам герой, — например, принято думать,
будто за первым числом следует второе, а не сразу двадцать восьмое? да
и могут ли дни вообще следовать друг за другом, это какая-то поэтическая
ерунда — череда дней. Никакой череды нет, дни проходят, когда какому вздумается,
а бывает, что несколько сразу» (ср. событие
).
Это суждение — очень здравое на закате классического модернизма
: оно окончательно порывает с фабульным хронологическим мышлением,
отменяет хронологию.
«Ш. д.» — одно из последних произведений
модернизма, и как таковое оно глубоко трагично. Но оно также одно из первых
произведений постмодернизма
и в этой второй своей ипостаси является веселым, игровым и даже
с некоторым подобием «хэппи-энда»: герой с автором идут по улице и растворяются
в толпе прохожих.
Так или иначе, это последнее великое произведение русской литературы ХХ в. в традиционном понимании слова «литература».
Лит.: | Руднев В. Феноменология события // Логос, 1993.
— Вып. 4.
Руднев В. Несколько уроков в «Школе для дураков» (в печати). |
![]() |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» "Школа для дураков" |