«Скорбное бесчувствие»
фильм Александра Сокурова (1986) по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (1913 1919). Подзаголовок пьесы «фантазия в русском духе на английские темы». Имелся в виду театр Чехова с его бессюжетностью и медитативностью. Сценарий к «С. б.» написал известный поэт Юрий Арабов, частично соприкасающийся в своем творчестве с поэтикой
концептуализма
.
Схема сюжета пьесы Шоу такова. В дом капитана Шотовера, где он живет со своей дочерью Гесионой и ее мужем Гектором (старик капитан притворяется маразматиком, будучи на самом деле самым умным из всех персонажей), приезжают одновременно: его старшая дочь Ариадна, которую здесь не видели много лет, со своим любовником Ренделлом; молодая девушка Элли Дан, собирающаяся выйти за богача Альфреда Менгена; сам Менген; отец Элли, Мадзини Дэн, «солдат свободы», а на самом деле управляющий у Менгена. Как только гости приезжают, их планы рушатся сердца разбиваются.
Элли была романтически влюблена в некоего Марка, коим оказывается муж Гесионы красавец Гектор, который ее все время обманывал, рассказывая о себе небылицы. Пережив душевную драму, Элли за несколько минут из восторженной и глуповатой девушки делается циничной и жесткой. Гектор влюбляется в Ариадну, Менген в Гесиону. Гесиона озабочена тем, чтобы соблазнить отца Элли, Мадзини Дэна, но безуспешно. Тем временем старик Шотовер собирает в доме динамит, чтобы взорвать мир «капиталистов» действие происходит во время первой мировой войны. В финале пьесы в подвал, где хранится динамит, попадает бомба, но все, кроме Менгена, который полез туда прятаться, остаются невредимыми.
Название фильма «С. б.» означает психическое состояние меланхолической анестезии эмоций при тяжелой
депрессии
,
шизофрении
или шоке. В пьесе Шоу это название отражает бесчувственность героев по отношению друг к другу и к миру, особенно это свойственно Гесионе. Шоу как бы показывает хороших людей в плохом мире. Сокуров средствами поэтики конца ХХ в. показывает тех же людей в еще более плохом мире.
К весьма умеренному
неомифологизму
пьесы Шоу три античных мифологических имени, соотносящиеся с сутью их носителей весьма относительно (Гектор не воин-храбрец, а красавец мужчина; Гесиона, в античной мифологии дочь царя Трои, которую в качестве жертвы приковали к скале, чтобы спасти город от чудовища, у Шоу скорее жертва времени, утонченная «умная ненужность»; Ариадна светская львица, не протягивающая никому никаких нитей к спасению), Сокуров добавляет еще кабана по имени Валтасар, причем на «Валтасаровом пиру» в конце фильма (по античной мифологии, это пир накануне конца света) съедают самого Валтасара. На античном пиру Валтасара есть зпизод, когда на стене вдруг появляются непонятные буквы, свидетельствующие о конце света. В «С. б.» этому соответствует тот факт, что акустика сделана так, что герои подчас не слышат и не понимают друг друга, а героев не слышит и не понимает зритель (это первая особенность поэтики фильма Сокурова).
Вторая особенность заключается в том, что все сцены идут в музыкальном сопровождении, причем репертуар самый разнообразный от И.-С. Баха и Доменико Скарлатти до музыки из фильма Диснея «Три поросенка».
Так, например, сцена несостоявшегося анатомирования «трупа» Менгена, которого гипнотически усыпила Элли, сопровождается сонатой Скарлатти, а в визуальном плане эта сцена предстюляет собой
интертекст
соответствующую картину Рембрандта. Этой сцены у Шоу нет. Для нее режиссер ввел специального персонажа доктора Найфа (от англ. knife нож), полусумасшедшего чудака, любителя повозиться с трупами и сторонника теории, что у человека слишком много лишних органов; чтобы поверить теорию практикой, он выдавил себе один глаз.
Другая особенность, идущая от учителя Сокурова Андрея Тарковского (см.
«Зеркало»
),
заключается в том, что цветные игровые кадры постоянно монтируются с документальными черно-белыми: старичок Шоу приветствует зрителей (что символично переводит действие в план второй мировой войны Шоу умер в 1950 г.), летит дирижабль, танцуют туземцы на Занзибаре, где капитан Шотовер когда-то женился на негритянке и продал душу африканскому дьяволу. В результате фильм получается в высшей степени полифоническим и карнавализованным (см.
полифонический роман
,
карнавализация
).
При этом документальные кадры подчеркивают не реальность того, что происходит, а еще большую фантастичность. При том, что в традициях неореализма в фильме снимаются в основном непрофессиональные актеры.
В качестве персонажа введен и сам старик Шоу, который общается с капитаном; они вместе читают пьесу «Дом, где разбиваются сердца», как партитуру (
текст в тексте
),
но несовпадений слишком много. В знак этого капитан берет старичка Шоу на руки, как ребенка, и вышвыривает из окна, так сказать выбрасывает «за борт» своего корабля.
Таким образом, и текст пьесы с ее чеховскими аллюзиями, и реминисценции в духе Тарковского, и неореализм все подвергается режиссером основательной
деконструкции
.
Если говорить об идеологической стороне фильма, то все конфликты, заданные в пьесе Шоу, в «С. б.» предельно заострены: Менгена заставляют символически умирать и воскресать (произносится травестированная евангельская фраза: «Менген, встань и ходи»); усилены эротические отношения Гесионы и Элли, а также гетеросексуальные между Гектором и Ариадной; Ренделл, любовник Ариадны, кончает с собой; брак между Элли и капитаном, который в пьесе воспринимается как шутка, становится вполне серьезным, во всяком случае не менее серьезным, чем все остальное; наконец, бомба попадает в дом и финал откровенно трагичен, герои спасаются на ковчеге, пропадает цвет, тело Ренделла выбрасывают за борт, и Ариадна бросается в воду и плывет за ним. Пролетает стая гусей. С топотом проносится стадо жирафов последний кадр фильма.
Безусловно, что «С. б.» был первым и последним постмодернистским шедевром советского
кино
.
В следующих фильмах стиль Сокурова очень изменился в сторону трагизма и гуманизма. В целом его подход к кинематографу можно назвать постмодернистским гуманизмом.
|
|
|
В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.» |