Деконструкция — особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его «деструкцию», и его реконструкцию.

Термин Д. предложил французский философ Жак Деррида (см. постструктурализмсм. и постмодернизмсм.) как перевод хайдеггеровского термина «деструкция» (см. экзистенциализмсм., феноменологиясм.). Термин Д. закрепился за Деррида и используется также рядом сходных исследований по философии, филологии и искусствознанию.

Суть Д. состоит в том, что всякая интерпретация текста, допускающая идею внеположности исследователя по отношению к тексту, признается несостоятельной (ср. принцип дополнительностисм.). Исследование ведется в диалоге между исследователем и текстом (ср. диалогическое словосм. М. М. Бахтина). Представляется, что не только исследователь влияет на текст, но и текст влияет на исследователя. Исследователь и текст выступают как единая система, своеобразный интертекстсм. , который пускается в особое путешествие по самому себе.

«Текст в этом случае, — пишет современный русский философ М. А. Маяцкий, — оказывается не гомогенным единством, а пространством «репрессии» (со стороны исследователя. — В. Р.). Цель Д. — активизировать внутритекстовые очаги сопротивления «диктату логоцентризма» [...]. Принципом метафизического текста является вслушивание в голос (бытия, Бога, вещей самих по себе) и игнорирование материальной стороны текста как чего-то вторичного по отношению к смыслусм. . Д., напротив, выявляет конструктивную роль письма и переносит акцент на сам процесс производства смыслов. Д. дезавуирует метафизику и в качестве фаллоцентризма — установки на приоритет мужского начала над женским и вытеснения женского голоса из реального многоголосья текстов культуры (ср. понятие полифонического романасм. М. М. Бахтина. — В.Р.). Метафизический дискурс подвергается Д. как дискурс присутствия, тождества. Д. расшатывает мнимую незыблемость метафизических понятий, обнаруживая разрывы и отсутствия там, где предполагалось полное присутствие смыслов».

Как кажется, подлинными предшественниками метода Д. были, как ни странно, советские философы М. М. Бахтин и О. М. Фрейденберг. Первый деконструировал роман Достоевского (см. полифонический романсм., карнавализациясм.), вторая — всю античную культуру.

Под влиянием Деррида, Барта и других представителей постструктурализма (а иногда и без их непосредственного влияния) русская поэтика начала деконструировать художественные тексты с конца 1970-х годов. Особую роль здесь сыграл мотивный анализсм. Б. М. Гаспарова (см.), который подверг Д. такие произведения, как «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Двенадцать» Блока, «Слово о полку Игореве», что вызвало ряд академических скандалов в стенах Тартуского университета — цитадели классической структурной поэтикисм. .

Особенно шокирующей кажется процедура Д., когда ей подвергаются такие хрестоматийные тексты, как, например, рассказ Л. Н. Толстого «После бала», ставший предметом аналитической Д. под пером русского филолога, основоположника генеративной поэтикисм. А. К. Жолковского. Рассказ «После бала» возводится им к практике обряда инициации и традиционным мотивам волшебной сказки, как они описаны в исследованиях В. Я. Проппа (см. сюжетсм., формальная школасм.).

Автор этих строк подверг Д. такое культовое произведение детской литературы ХХ в., как «Винни Пух». Основой этой Д. стало то, что мы поставили милновские повести о Винни Пухе в ряд «взрослой» литературы 1920-х годов — период расцвета европейского модернизмасм. (см. принципы прозысм. ХХ в., неомифологизмсм.), что само по себе заставило посмотреть на текст по-другому: высветить его с точки зрения мифасм., психоанализасм., теории речевых актовсм., семантнки возможных мировсм., характерологиисм. (подробнее об этом анализе см. междисциплинарные исследованиясм.).

В пространствесм. поэтики постмодернизмасм. Д. происходит сама собой — текст деконструирует сам себя, почти не нуждаясь в исследователе.


Лит.:

Маяцкий И.А. Деконструкция // Современная западная философия: Словарь. — М., 1991.

Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. — М., 1995.

Жолковский А К. Морфология и исторические корни «После бала» // Жолковский А К. Блуждающие сны. — М., 1992.

Руднев В. Введение в прагмасемантику «Винни Пуха» // Винни Пух и философия обыденного языка. — М., 1996.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Деконструкция

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz