Шизофрения (от древнегр. schizo — раскалываю + phren — душа, рассудок) — психическое заболевание, имеющее многообразные проявления, как-то бред, галлюцинации, расстройство аффективных функций, ведущие к слабоумию и утрате индивидуальных черт личности.
Понятие Ш. было введено в психопатологию
швейцарским психиатром Эугеном Блейлером
в начале ХХ в., ему же принадлежит подробное клиническое описание этой
болезни, которую в силу ее сложности и неоднозначности в ХIХ в. путали
с другими психическими нарушениями, например с психозом
(см.).
Одним из основных симптомов Ш. является
расстройство ассоциаций. Нормальные сочетания идей теряют свою прочность.
Следующие друг за другом мысли шизофреника могут не иметь никакого отношения
друг к другу, то есть нарушается фундаментальный принцип связности текста
.
Пример Э. Блейлера.
Вопрос психиатра больному: «Испытываете ли вы огорчениями»
Больной: «Нет».
Психиатр; «Вам тяжело?»
Больной: «Да, железо тяжело».
Мышление при Ш. приобретает странный,
чудаковатый характер, мысли совершают скачки. Все это напоминает картину
сновидения
или картину в сюрреализме
.
«Замечательны, — пишет Блейлер,
— также наклонности к обобщениям (здесь и далее в цитатах разрядка
Блейлера. — В. Р.), к перескакиванию
мысли или вообще функции на другие области. Бредовые идеи, которые могут
возникнуть только по отношению к определенному лицу, переносятся на другое,
с которым они не имеют никакой внутренней связи. Больного разозлили, он
сначала отпускает пощечину виновному, а затем и другим, кто как раз находился
поблизости. (Ср. характерное поведение Ивана Бездомного в романе М.
А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
, когда он является в Дом литераторов в кальсонах и раздает пощечины.
Автор романа был врач и, по общему признанию психиатров, очень точно описал
симптомы Ш. у Бездомного.- В.Р.)
Особенно важно, — продолжает Блейлер,
что при этой ассоциативной слабости [...] аффекты приобретают особую
власть над мышлением: вместо логических сочетаний руководящую роль получают
желания и описания, таким образом возникают самые нелепые бредовые идеи,
открывается дорога чрезвычайно сильному аутистическому
мышлению
(см. — В.Р.) с его уходом от действительности, с его тенденцией
к символике, замещениям и сгущениям». (Что опять-таки напоминает работу
сновидения как она интерпретируется в психоанализе
З. Фрейдом; ясно, что сознание
шизофреника регрессирует к более низким формам.)
В тяжелых случаях Ш. обнаруживается то, что психиатры называют «аффективным отупением». Шизофреник в больнице может десятки лет не обнаруживать никаких желаний, никаких аффектов. Он не реагирует на плохое с ним обращение, на холод и жажду, ложится в промокшую и холодную постель, ко всему проявляет поразительное спокойствие, хладнокровие и равнодушие — к своему настоящему положению, к будущему, к посещению родственников.
Явный показатель Ш. — недостаток аффективных модуляций, аффективная неподвижность. При этом аффекты могут подвергаться инверсиям: там, где нормальный человек смеется, шизофреник плачет, и наоборот — так называемая паратимия.
«Самые аффекты, — пишет далее Блейлер, — часто теряют единство. Одна больная убила своего ребенка, которого она любила, так как это был ее ребенок, и ненавидела, так как он происходил от нелюбимого мужа; после этого она неделями находилась в таком состоянии, что глазами она в отчаянии плакала, а ртом смеялась».
Одновременный смех и плач суть проявления амбивалентности в Ш.
Например, шизофреник может в одно и то же время думать: «Я такой же человек,
как и вы» и «Я не такой человек, как вы». (Ср. неклассические
логики,
истина
. )
Для Ш. характерны различного рода
галлюцинации: соматические, зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные.
Больные часто слышат голоса, свист ветра, жужжание, плач и смех; они видят
какие-то вещи, реальные и фантастические; обоняют какие-то запахи, приятные
и неприятные; осязают какие-то предметы; им чудится, что на них падают
дождевые капли, их бьют, режут, жгут раскаленными иглами, у них вырывают
глаза, распиливают мозги (ср. трансперсональная психология,
виртуальные реальности
).
При этом реальность
бредовых представлений кажется шизофренику совершенно очевидной.
Он скорее откажется верить в окружающую реальность — что он находится в
больнице и т. д.
Для Ш. характерен бред величия,
который часто сочетается с бредом преследования, то есть больные в этой
стадии находятся полностью во власти своего бессознательного
, у них измененное состояние сознаная
.
И наконец: «Вследствие потери чувства активности и неспособности управлять мыслями, шизофреническое Я часто лишается существенных составных частей. Расстройства ассоциаций и болезненные соматические ощущения придают этому Я совершенно другой, непохожий на прежний вид; у больного, таким образом, имеется сознание, что его состояние изменилось: он стал другой личностью. [...] Граница между Я и другими личностями и даже предметами и отвлеченными понятиями может стушеваться: больной может отождествлять себя не только с любым другим лицом, но и со стулом, с палкой. Его воспоминания расщепляются на две или более части» (ср. описание героя романа С. Соколова «Школа для дураков», которому показалось, что он раздвоился и одна из его двух личностей превратилась в сорванную им лилию «нимфея альба»).
Ш. в ХХ в. стала болезнью психики
No 1, ибо шизофреническое начало присуще многим фундаментальным направлениям
и течениям культуры ХХ в.: экспрессиоинзму,
сюрреализму
,
неомифологической
манере письма в целом, новому роману
,
потоку сознания
, поэтике абсурда предстюителей школы ОБЭРИУ
, театру абсурда
.
Лит.: | Блейлер Э. Руководство по психиатрии. — М., 1993. |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Шизофрения |