Философия текста — разрабатываемая автором словаря концепция текста, синтезирующая ряд подходов научной и философской методологии ХХ в. ( семиотикисм., лингвистической и философской прагматикисм., логической семантикисм. , теоретической поэтики, аналитической филологии, различных направлений психоанализасм. , исследований по мифологии и характерологиисм.).

Сущность Ф. т. можно изложить в семи главных пунктах:

1. Все элементы текста взаимосвязаны. Это тезис классической структурной поэтикисм..
2. Связь между элементами текста носит трансуровневый характер и проявляется в виде повторяющихся и варьирующихся единиц — мотивов. Это тезис мотивного анализа. Если мы изучаем культуру как текст (в духе идей Ю. М. Лотмана), то на разных ее уровнях могут проявляться одинаковые мотивы (см. верлибрсм. изация, логаэдизациясм., ритмсм.).
3. В тексте нет ничего случайного. Самые свободные ассоциации являются самыми надежными. Это тезис классического психоанализасм. . См. также статью парасемантикасм., в которой показано, что связь между словами может иметь место по совершенно случайным ассоциациям, между тем именно на этих ассоциациях строится семантический образ слова.
4. За каждым поверхностным и единичным проявлением текста лежат глубинные и универсальные закономерности, носящие мифологический характер. Это тезис аналитической психологии К. Г. Юнга. В ХХ в. эта особенность наиболее очевидным образом проявляется в таком феномене, как неомифологизмсм. . Так, в стихотворении Пастернака «Гул затих. Я вышел на подмостки» под Я подразумевается и автор стихотворения, и Иисус Христос, и Гамлет, и всякий, кто читает это стихотворение (пример С. Т. Золяна). Глубинный мифологизм проявляется также в обыденной жизни, если понимать ее как текст (см. реальностьсм.). Так, например, Юнг показал, что выбор сексуального партнера зависит от генетически заложенного в индивидуальном человеческом сознании коллективного архетипа.
5. Текст не описывает реальностьсм. , а вступает с ней в сложные взаимоотношения. Это тезис аналитической философиисм. и теории речевых актовсм. .
6. То, что истинно в одном тексте (возможном мире), может быть ложным в другом (это тезис семантики возможных мировсм.).
7. Текст — не застывшая сущность, а диалог между автором, читателем и культурным контекстом. Это тезис поэтики Бахтина (см. карнавализациясм., полифонический романсм., диалогическое словосм.).

Применение этих семи принципов, традиционных самих по себе, к конкретному художественному тексту или любому другому объекту, рассматриваемому как текст, составляет сущность Ф. т.


Лит.: Руднев В. Введение в прагмасемантику «Винни Пуха» // Винни Пух и философия обыденного языка. — М., 1996.

Руднев В. Морфология реальности: Исследования по философии текста. — М., 1996.

Руднев В. Поэтика «Грозы» А. Н. Островского // Семиотика и информатика. — М., 1995. — Вып. 38.

Руднев В. Несколько уроков в «Школе для дураков» // Руднев В. Прочь от реальности: Новые исследования по философии текста. — М., 1998 (в печати).


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Философия текста

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz