«Как бы» и «На самом деле» выражения, характеризующие различные поколения сегоднящних русских интеллигентов и, соответственно, их картины мира. Привычка через каждые пять предложений добавлять «Н. с. д.» характеризует поколение, выросшее в 1960-х гг. и реализовавшееся в 1970-х гг. «К. б.» говорит поколение, выросшее в 1980-х гг. и не реализовавшее себя в 1990-х.
Н. с. д. выражение мыслящих позитивно физиков, кибернетиков, семиотиков-структуралистов (см. семиотика, структурная поэтика). К. б. выражение современников постструктурализма и постмодернизма .
Н. с. д. расстюляет все точки над i, утверждает истину в последней инстанции. Говорящий Н. с. д. более чем уверен в своих словах (ср. теория речевых актов) и в том, что реальность можно описать истинными высказываниями, отбросив ложные. Его запоздалый идеал логический позитивизм и верификационизм с «Логикофилософским трактатом» во главе, который как раз был введен в оборот русской культуры в самом конце 1950-х гг. Общая форма высказывания говорящего Н. с. д. примерно такова:
Н. с. д. все ясно, все обстоит так-то и так-то.
Для говорящего Н. с. д. реальность и описывающие ее тексты разведены и изоморфны. Говорящий Н. с. д, как правило, знает или думает, что знает, чего хочет.
В характерологическом (см. характерология) плане говорящий Н. с. д. прежде всего реалист (ср. реализм) и чаще всего экстраверт. Внешняя реальность имеет для него самодовлеющую ценность. Если что-то не ясно, то это (Н. с. д.) можно всегда выяснить, применив «пару формул» и держась здравого смысла.
На научном жаргоне лингвистики 1960-х гг. мышление Н. с. д. называли God's truth (истина от Бога). Противоположный тип мышления называли hocus-pocus (манипуляционизм). Этот противоположный образ мысли и представляют люди, говорящие К. б. Эти люди читают скорее не «Логико-философский трактат», а «Философские исследования» того же автора (см. аналитическая философия). Они любят повторять слова Барт и Деррида. Мышление К. б. ровесник семантики возможных миров, вернее, ее массовой интеллигентской адаптации. К. б. это, собственно, и означает «в одном из возможных миров».
Речевая стратегия К. б. это стратегия неуверенности в неопределенности, но претендующая на большую глубину по сравнению с разговором на языке Н. с. д.
Человек К. б. в противоположность человеку Н. с. д. в характерологическом плане аутист-интроверт (см. характерология, аутистическое мышление). Существование реальности и вообще существование чего бы то ни было для человека К. б. далеко не бесспорно. При этом в отличие от картезианца и солипсиста он готов даже сомневаться в существовании собственного Я, так как находится в постоянном измененном состоянии сознания , в деперсонализации. Он вполне может сказать: «Я как бы не существую». Текст и реальность для сознания К. б. переплетены, причем реальность всегда менее фундаментальна, чем текст, выступающий как интертекст в 1980-е гг. и как гипертекст в 1990-е.
Мышление Н. с. д. строго бинарно (см. бинарная оппозиция), мышление К. б. многозначно (см. многозначные логики).
В сущности, К. б. и Н. с. д. выступают в высказывании как модальные операторы (см. модальности, математическая логика).
Сравним три высказывания:
(1) Он пришел.
(2) На самом деле он пришел.
(3) Он как бы пришел
Высказывание (2) отличается от высказывания (1) тем, что его истинность гарантируется интеллектуальным авторитетом и осведомленностью говорящего, его уверенностью в положении дел и ясностью картины при желании истинность этого высказывания может быть верифицирована. Высказывание (2), таким образом, вносит в реальность ясность и определенность. Оно утверждает нечто вроде: «Уж кто-кто, а я-то знаю, что предложение «Он пришел» истинно, потому что я всегда располагаю исчерпывающей информацией об интересующих меня вещах, а реальность ясна и определенна, если называть вещи своими именами».
В определенном смысле Н. с. д. эквивалентно субъективному варианту классического модального оператора «необходимо».
Даже с теми типами высказываний, которые по определению не могут иметь значения истинности (см. истина), мышление Н. с. д. обращается так, как будто они обладают значением истинности. Логик-«насамомделист» анализирует любой императив «Уходи» как «На самом деле уходи», то есть «Истинно, что сейчас будет истинным высказывание «Ты уходишь».
Напротив, высказывания типа (3) смягчают, размывают границу между текстом и реальностью. «Он как бы пришел» означает: «Возможно он пришел, во всяком случае, я только что его здесь видел, но реальность так текуча и неопределенна, что ничего логически нельзя гарантировать; может быть, я обознался и это был не он, может быть, он действительно пришел, но за это время успел уйти».
Если конъюнкция высказывания (2) и его отрицания, как и высказывания (1), составляет противоречие:
На самом деле он пришел и На самом деле он не пришел то конъюнкция высказывания (3) и его отрицания не приводит к противоречию:
Он как бы пришел и Он как бы не пришел.
Это высказывание составляет (как бы составляет) третье логическое значение в логической системе К. б. Аксиомы бинарной логики в этой системе не действуют. В частности, закон двойного отрицания здесь не имеет силы. Высказывание «Он пришел» эквивалентно высказыванию «Неверно, что он не пришел», но высказывание «Он как бы пришел» не эквивалентно высказыванию «Неверно, что он как бы не пришел».
В этом смысле оператор К. б. родственен классической модальности «возможно», но не совсем. Понятию «возможно» противостоит понятие «необходимо» (неверно, что возможно).
Но мышление К. б. отрицает саму процедуру отрицания. Оно ему не нужно. Сомнение и так настолько фундаментально и универсально, что нелепо было бы не сомневаться и в отрицании: «Я как бы не могу ничего ни утверждать, ни отрицать в точности» такова эпистемологическая позиция говорящего К. б.
Сознание К. б., стирающее границу между высказыванием и реальностью, это сознание классического постмодернизма, если считать таковым все модернистское послевоенное искусство, включающее «Доктора Фаустуса» , «Волхва», «Бледный огонь», «Школу для дураков», «Хазарскнй словарь» .
В настоящее время мышление К. б. себя исчерпало, но что будет дальше, неизвестно.
В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.» |